Владимир МИШАРИН: «Тот, кто успешен в творчестве, обычно успешен и в бизнесе!»

29-30 марта в Санкт-Петербурге в рамках XII «Юфитовских чтений», организованных «ИНТЕРСТУДИО» совместно с Санкт-Петербургским отделением Союза театральных деятелей Российской Федерации при поддержке Министерства культуры России, состоялась научно-практическая конференция «Инновация и традиция в арт-менеджменте». Один из ее спикеров – генеральный директор Сочинского концертно-филармонического объединения Владимир Мишарин – поделился размышлениями о процессе превращения инновации в традицию на примере своего учреждения. – В нашем случае, – рассказывает Владимир Васильевич, – участниками этого процесса становятся представители разных сфер деятельности. Например, от финансового управления администрации города Сочи – специалисты в области бухгалтерского учета и контроля за целевым расходованием финансовых ресурсов, у которых на компьютерах установлена, скажем, операционная система «Windows XP» поколения начала 2000-х годов. От городского департамента экономики – специалисты, прогнозирующие завтрашний день с «Windows 8», вышедшей на рынок в конце 2012-го. Молодые экономисты, представляющие это ведомство, – продвинутые и эффектные люди, генерирующие новую мысль с неизменной улыбкой на лице. От родного нам управления культуры – чиновники, владеющие информацией о тенденциях в развитии исполнительских искусств и глубоко разбирающиеся в вопросах культурологии… Уровнем выше в муниципальной власти – курирующая социальную отрасль вице-мэр Ирина Романец. Это не только яркая женщина, но и известный во всем Краснодарском крае, а также на федеральном уровне сильный управленец, последовательно проводящий политику главы столицы Белой олимпиады. Анатолий Пахомов без устали из совещания в совещание повторяет: «Главный инвестор города-курорта – турист. Культурные события являются основой курортной экономики. Мы должны быть креативными и гостеприимными!» А это, полагаю, и создает основу для поддержки на муниципальном уровне стимулирования процессов зарождения новых идей и новых проектов, «нового взгляда» на окружающую действительность. Для меня символично, что именно в Международный день театра на профильном комитете Городского собрания Сочи рассматривался вопрос об эффективности деятельности муниципальных учреждений образования и культуры, в том числе Сочинского концертно-филармонического объединения (СКФО) наряду с концертным залом «Фестивальный», Центром технического и хозяйственного обслуживания учреждений культуры города Сочи. Начальник городского управления образования и науки Ольга Медведева в своем докладе красноречиво и уверенно оперировала цифрами – убедительными индикаторами и маркерами эффективности, беспристрастно и наглядно характеризующими вполне благополучную финансовую ситуацию в подведомственных ей учреждениях. Однако основной показатель деятельности всей муниципальной сферы – бюджет. Бюджет сферы образования наполовину состоит из муниципальных средств, а вторая половина – средства целевых программ Краснодарского края и Российской Федерации. Так вот, досуговая отрасль курорта, как выяснилось, в целевых программах практически не участвует! Директор «Фестивального» Евгений Паснюк уверенно рапортовал о том, что, как и десять лет назад, он планирует провести в течение сезона не менее 99 концертов. Денег Евгений Иванович, как всегда, не просит. Он не сомневается, что в этом – главный залог эффективности, но председатель комитета Надежда Козлова возразила: гордиться особо нечем. Другие муниципальные унитарные предприятия – спецавтохозяйство по уборке города или «Водоканал» – получают целевые субсидии из муниципального бюджета и при этом оказывают свои услуги для муниципальных учреждений культуры и образования без каких бы то ни было льгот… Давным-давно доказано, что расходы организаций исполнительских искусств растут объективно быстрее, чем доходы от их деятельности. Поэтому как не вспомнить слова моего учителя Геннадия Дадамяна – «Моцарта российского театроведения»:   «Искусству, как птице, для ровного полета нужны два крыла – поддержка общества и государства». Во всем цивилизованном мире исполнительские искусства поддерживаются государством субсидиарно либо в формах смешанного финансирования. При этом во всем мире расходы на экологию и культуру считаются стратегически важными. Да, в цивилизованном российском сообществе тоже есть сходное общее мнение. Но рыночная экономика «не видит» и не может пока учесть в своих механизмах положительные эффекты и рыночную себестоимость экологических и культурных услуг. Культурные и экологические выгоды «распыляются» на огромные территории, однако значительная часть таких выгод зачастую проявляется и присваивается далеко от породившего их объекта. Например, если экономически оценить все экосистемные выгоды леса (водорегулирование, депонирование углерода, очистку воздуха, предотвращение наводнений), то оценка дерева в лесу в 3-5 раз превышает цену его древесины и конкретных изделий из нее! Эта данность понятна, но, увы, не просчитана... Так и в контексте деятельности нашего СКФО. Возьмем для примера Зимний фестиваль искусств под руководством Юрия Башмета. От его проведения в выигрыше оказываются все: Краснодарский край, позиционирующий свою инвестиционную и имиджевую привлекательность, город Сочи и его бюджет, ценители современного искусства и предприниматели из разных сегментов бизнеса (туристического, отельного, ресторанного,  транспортного, рекламного), лично маэстро Башмет и творцы, менеджеры, принимающие участие в проекте на гонорарной основе, а также Зимний театр как культурный объект, где разворачиваются основные фестивальные события. Но «за кулисами» этого праздника искусств остается множество участников процесса, о которых я уже говорил. Они должны между собой договориться и понять друг друга. Пока же отношение такое: менеджмент СКФО не ругают – и на том спасибо. Мы, «дети культуры», зачастую не распознаем инновацию до тех пор, пока она не становится традицией. Потому что практики – это консервативные традиционалисты, а новаторы – творцы, создающие новые произведения и новые технологии, – тоже опасаются инноваций. Процесс превращения инноваций в традицию цикличен. Инновация может зародиться в практике, но ее путь лежит через технологию, устойчивое развитие и стадию педагогической практики (обоснование, доказательство). Только после этого у инновации есть шанс стать традицией. Традиция и инновация – противоположные системы одного кондоминиума. Оказывается, что тот, кто действительно успешен в творчестве, обычно становится успешным и в бизнесе! Это Моцарты, Башметы, Табаковы, Михалковы… Инновационная сфера, в частности, искусство, неразрывно связана с вопросами финансов и менеджмента, собственности и управления. Рассуждать можно сколько угодно, но есть процессы, происходящие помимо нашей воли. Хотим мы того или нет, «оцифровка» жизни требует от нас инновационности. Как пример – трагическая ситуация с большим количеством смертей на трассе «Сапсана»: жители поселений у железнодорожного полотна привыкли к тому, что поезд, гудящий вдалеке, не был помехой для благополучного перехода через рельсы. Однако XXI век отличается от XIX скоростью! Молниеносно меняющуюся реальность необходимо не только принять и  предугадать, но и использовать в своей практике. Залы учреждений культуры, независимо от них самих, заполняет новая публика с новыми ожиданиями и потребностями. Это вызов времени. Готовы мы его принять? Залог успешной организации, в том числе, в области исполнительских искусств, – команда. И мы в Сочинском концертно-филармоническом объединении за два года ее формируем, проходя традиционные этапы. Прежде всего, необходимо достигнуть взаимопонимания между собой в части устремлений, а потом доказать обществу готовность решать общие задачи. Почитайте в Интернете, как настороженно и даже враждебно два года назад здесь приняли лично меня и моих учеников с нашими инновационными для Сочи идеями, которые в современном арт-менеджменте, между прочим, давно считаются традиционными. Эффективный менеджмент основан на консенсусе как внутри организации, так и вовне, а для этого нужно… время. Очень часто и в искусстве, и в жизни люди отторгают идеи, которые через десять лет будут восприняты и реализованы с аплодисментами. Сегодня на фоне общего кризиса в сфере культуры и в исполнительских искусствах между практиками и педагогами-исследователями наблюдается отсутствие сотрудничества, существовавшего во все времена. К сожалению, педагоги и практики все еще поглядывают друг на друга с подозрением. К счастью, в деятельности СКФО имеются объективные и убедительные показатели эффективности. Мы разрабатываем индикаторы устойчивого развития нашего учреждения, и уверенны в возрождении славных традиций в новом современном формате. Мы рады, что нам удается оправдывать ожидания публики, которая в 2012 году заполняла наши залы на 70% (в 2009-м году этот показатель составлял 45%). Но нам предстоит договориться с экономистами, финансистами, кураторами, выполняющими функции учредителя, и прийти к единому мнению. Все мы – одна команда, устремленная в будущее, а оно, убеждены в СКФО, прекрасно! Сайт Министерства культуры РФ  

 
По теме
Оглашен приговор пластическому хирургу, изуродовавшему красавицу из Сочи - LiveKuban.Ru У нее не закрываются теперь глаза, а он фактически избежал наказания Фото: открытый источник Ленинский районный суд Краснодара огласил приговор в отношении Андрея Комарова – пластического хирурга клиники «МедИст».
LiveKuban.Ru
Проект «Герои и Подвиги» – «Герои Советского Союза – жители города Сочи» - Управление культуры В марте школьники и студенты на встречах проекта «Герои и подвиги» в Центральной библиотеке города Сочи стали участниками научно-практической конференции по теме «Сочинцы – Герои Советского Союза».
Управление культуры
Конкурс литературного творчества старшеклассников «Проба пера» - Управление культуры В рамках традиционного конкурса литературного творчества старшеклассников города Сочи «Проба пера», организатором которого уже много лет является Сочинское отделение Союза журналистов России (И.Г.Сизов),
Управление культуры