Скифы

… Я приведу на вас — дом Израилев, народ издалека, говорит господь,
народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь
и не будешь понимать, что он говорит.
Колчан его как открытый гроб, все они люди храбрые.
И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят виноград твой
и смоквы твои, разрушат мечом укреплённые города твои, на которые
ты надеешься
Библия. Книга пророка Иеремии 5.

Не только киммерийцы вынуждены были отступить под натиском скифских племён. В 70-е годы VII в. до н. э. скифы выступили против Ассирии. Под командованием царя Мадия скифы прошли через Месопотамию, Сирию, Палестину и достигли Египта, где фараон Псамметих I (644-610 гг. до н.э.), «выйдя навстречу, дарами и просьбами убедил далее не продвигаться».


«Скифы владычествовали над Азией в течение 28 лет, и всё опустошали своим буйством и излишествами. Они взимали с каждого дань, но, кроме дани, совершали набеги и грабили, что было у каждого народа»- красочно описал эти времена Геродот. Ужасы скифских вторжений получили отражение и в Библии. В книге пророка Иеремии сказано, что при приближении скифов никто в Иудее от страха и не думал защищаться.

Археологическим подтверждением скифских походов в Передней Азии являются находки скифских стрел в Месопотамии, Сирии, Египте и Закавказье, особенно часто в оборонительных стенах городов.

Скифские племена принесли с собой новую тактику боя – стреляющих всадников. Конское седло, появившееся в это время, и виртуозное умение наездников в нём держаться помогли скифам обучиться стрельбе из лука, не только не спешиваясь, но на полном скаку. Это было большое искусство.

По свидетельству Геродота, скифы натягивали тетиву лука не к груди, как все прочие народы, а к противоположному плечу. Таким образом обеспечивалось максимальное натяжение тетивы и стрела летела на двести-триста метров. В греческом городе на берегах Днепра Ольвии, археологи обнаружили каменную стелу, увековечившую рекордный выстрел некоего Анаксагора. Стрела, выпущенная из скифского лука, пролетела 520 метров. Умение скифов стрелять в противоположном движению лошади направлении, развернув корпус назад, называли « скифским выстрелом ». Подобному приёму ведения боя не было противодействия. Скифы сходились с противником на расстоянии выстрела из лука и осыпали врага тучей стрел. Затем, когда тот пытался сблизиться, поворачивали вспять и удалялись, не переставая при этом стрелять. Таким способом они могли уничтожить любую армию, не вступая с ней в ближний бой, обстреливая противника и держась на безопасной для себя дистанции. Высокая скорость скифских лошадей позволяла им избежать непосредственного столкновения с врагом.

Тем не менее, скифы кроме лука и стрел имели на вооружении копья для ближнего боя и короткие мечи – акинаки – длиной 40-60 сантиметров. Грудь скифа защищал пластинчатый панцирь: на кожаную основу нашивались ряды железных и бронзовых пластинок таким образом, чтобы верхний ряд несколько перекрывал нижний. Такой гибкий доспех не стеснял движений всадника. Иногда носили шлемы, имелись и щиты, крепившиеся сзади на плече для дополнительной защиты спины.

Роль доспеха, защищающего живот и спину, играл очень широкий пояс с дополнительными бронзовыми, железными или золотыми накладками. К поясу крепились многие необходимые вещи: горит с луком и стрелами (до 150 штук), меч-акинак, чаша для пиршеств, боевой топор-секира, нагайка и точильный камень.

Господству скифов в Передней Азии положил конец мидийский царь Киаксар. Как пишет Геродот, он заманил скифских предводителей на пир и там, напоив, перебил. «Таким образом ,- заключает Геродот,- мидяне спасли своё царство и овладели теми землями, которыми владели и прежде ». Считается, что после вероломного истребления скифов Киаксаром основная часть их ушла в Северное Причерноморье, откуда они и начинали свои походы, по пути разорив закавказское государство Урарту. К концу VI века до н.э. скифы (сами себя они называли «сколоты») уже полностью освоили степи Крыма и Северного Причерноморья от Днестра до Дона. Этот район и стал основным местом их обитания до конца древней истории. Здесь они совершили свои самые героические дела.

Геродот, побывавший во время своих путешествий в Северном Причерноморье и наблюдавший жизнь скифов, сообщил три легенды о происхождении этого народа. По одной из них, скифы произошли от Таргитая, который был сыном Зевса и дочери реки Борисфена (то есть Днепра). Таргитай первым появился на этой земле, бывшей в те времена пустынной. У Таргитая было три сына: Липоксаис, Арпоксаис и Колаксаис. Когда братья повзрослели, с неба упали золотые предметы: плуг с ярмом, обоюдоострая секира и чаша. Старший брат первым увидел их и хотел взять, но при его приближении золото воспламенилось и он вынужден был отступить. Тоже повторилось и со средним братом. Но когда к золоту подошёл третий брат, то оно потухло. Колаксаис взял все 4 предмета и отнёс их домой. Поэтому старшие братья уступили царство младшему, ставшему владыкой скифов.

По другой легенде, скифы произошли от Геракла. Совершая один из своих подвигов, он прибыл с быками Гериона в пустынную тогда страну, ставшую впоследствии Скифией. Здесь его застигли зима и мороз, натянув на себя львиную шкуру, он заснул, а кони из его колесницы, пасшиеся в это время, были таинственным образом похищены.

Разыскивая их, Геракл встретил в пещере странное существо, полудевушку-полузмею Гилею ( такие и сейчас встречаются!). На вопрос изумлённого героя, не видела ли эта странная девушка его лошадей, последняя ехидно ответила, что пропавшие лошади у неё, но она отдаст ему при том лишь условии, если Геракл станет её супругом. Геракл согласился, а когда всё же засобирался домой, то предупредил Гилею, что оставил лук с поясом и что царство должно быть вручено тому из сыновей, который натянет его лук и опояшется его поясом. У девушки-полузмеи родилось три сына. Двух она изгнала из страны, так как они не смогли осилить отцовского лука. Третий сын, по имени Скиф, натянувший лук Геракла и опоясавшийся его поясом с золотой пряжкой, стал родоначальником скифов.

Сам Геродот называл обе легенды пустыми баснями, так как они противоречили греческой мифологии. По скифским преданиям, Геракл был отцом первого царя Скифа, а между тем сам Геракл получил свой знаменитый лук, по греческим сказаниям, от скифа Тевтара, научившего Геракла и стрелять из лука, следовательно, скифы не только существовали во времена Геракла, но и были его учителями в воинском искусстве (наличие в легенде ехидны, как видно, «отца истории» не сильно смущало).

«Отец истории» предпочитал третью легенду, и в этом его поддерживают и многие современные учёные.

« Есть, впрочем, и иной рассказ, — пишет Геродот, — которому я сам наиболее доверяю. По этому рассказу, кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли реку Аракс (вероятнее всего – Волга – прим. автора) и удалились в киммерийскую землю (действительно, страна, занимаемая теперь скифами, первоначально принадлежала киммерийцам)». Зачем же Геродот поместил в свой исторический труд малоправдоподобные легенды? Греческие историки хотели, чтобы их читатели получали эстетическое наслаждение и находили для себя нравственные примеры в прошлом.

Очень точное изображение кочевой жизни скифов дал Псевдо-Гиппократ: « Называются они кочевниками потому, что нет у них домов, а живут они в кибитках, из которых наименьшие бывают четырёхколёсными, а другие – шестиколёсными; они кругом закрыты войлоками и устроены подобно домам: одни с двумя, другие с тремя отделениями; они непроницаемы ни для дождевой воды, ни для света, ни для ветров. В эти повозки запрягают по две и по три пары безрогих волов; рога у них не растут от холода. В таких кибитках помещаются женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях; за ними следуют их стада овец и коров и табуны лошадей ».

Кстати, скифские кони принадлежали к особой породе – были довольно крупными, с изящно изогнутой высокой шеей, небольшой головой и тонкими ногами. Славились не только красотой, но и выносливостью, и силой.

Вообще о скифах существовали самые противоречивые представления. У одних писателей они были идеальным народом, у других — извергами и людоедами.

Ещё Гомер выразился, что « скифы — справедливейшие люди ».

С лёгкой руки Гомера целый ряд писателей называл скифов справедливейшими — Эфор, Эсхил и другие.

Николай Дамасский даёт более полную характеристику кочевых скифов, сообщая, что они не имеют домов и питаются только кобыльим молоком, из которого делая сыры, едят и пьют. Они также справедливы. Имеют общее имущество. У скифов не известны ни завидующий, ни ненавидящий, ни боящийся, благодаря общности жизни и справедливости.

Страбон считал характерной чертой скифов любезность, простоту и справедливость. Рассказывал о случае, когда одного скифа спросили, считал ли бы он себя богатым и счастливым, если бы ему подарили большой и хорошо обставленный дом, то он ответил отрицательно, так как он не мог бы взять дом на свою повозку и уехать с ним в свои излюбленные степи.

Другие писатели рисовали скифов воинственными и чрезвычайно жестокими. Так Исигон Никейский записал сообщение о том, что некоторые скифы разрезали мертвецов на части, солили и сушили человеческое мясо на солнце, а затем, нанизавши эти высушенные куски на шнурок, вешали его себе на шею и угощали человеческим мясом своих друзей. При встрече с последними скифы отрезали ножом кусочки мяса и передавали приятелю для еды.

Юный скиф, умертвив свою первую жертву, должен был глотнуть её крови, обретая таким образом, по древнему поверью, энергию и силу побеждённого.

Жуткие погребальные обычаи были у скифов. Умершего и набальзамированного царя скифы возили по всем народам, входившим в состав скифского царства. « Люди, говорит Геродот, отрезали себе часть уха, стригли кругом волосы, делают на руке порезы, расцарапывают лоб и нос, а левую руку прокалывают стрелами ». Так они показывали свою скорбь.

Обойдя с царским трупом все народы, скифы устраивали похороны. Труп клали на соломенную подстилку. Сюда же клали одну из жён, виночерпия, повара, конюха, приближённого слугу, предварительно удушив их, а также лошадей, всякого скота и золотые чаши. И над всем этим насыпали большой курган, стараясь сделать его повыше.

Через год над могилой устраивалась ужасная тризна. Убивали 50 скифов, угодных царю и 50 лошадей. Удавивши тех и других, вынимали из них внутренности и, набив отрубями, зашивали. Затем лошадей укрепляли на особых подставках, а на их трупы сажали трупы задушенных 50 юношей. Расставивши вокруг могилы этих мёртвых всадников, расходились по домам с чувством выполненного долга.

Конечно, отмеченные факты плохо вяжутся с теми идиллическими изображениями скифов, данными некоторыми писателями.

К концу VI в. до н. э. (к 514 или 512 гг. до н. э.) относится самая героическая страница в истории скифов. Персидский царь Дарий Гистасп с огромным войском (по Геродоту, войско состояло из 700 тыс. человек, по Ктесию — из 800 тыс.) пошёл войной на скифов.

Скифы были осведомлены о действиях Дария. Им было известно и число войск, вторгнувшихся в их страну. Понимая, что им трудно будет одолеть противника в открытом бою, скифы избрали тактику партизанской войны. Они избегали решительных сражений, заманивая противника в глубь своей территории и уничтожая отдельные небольшие отряды противника.

У персов создалось трудное положение, так как они потеряли часть войска, не выиграли ни одного сражения и не захватили никакой добычи.

Геродот сообщает легенду, связанную с прекращением войны: когда Дарий оказался в затруднительном положении, скифские цари отправили к Дарию послов с подарками, состоявшими из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Персы должны были сами определить значение присланных предметов. Дарий склонен был определить значение подарков так: скифы отдавались ему с землёй, небесами и водой. Мышь водится в земле, птица живёт в небесах, лягушка живёт в воде, а под видом стрел скифы якобы передали свою военную храбрость. Военачальник Дария по имени Гобрий растолковал послание иначе: «Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или, подобно лягушкам, не ускачете в озёра, то не вернётесь назад и падёте под ударами наших стрел ».
Рассказывает Геродот и о таком случае. Отправив подарки, скифы построились для битвы. В это время перед их строем промчался заяц, и скифы с криками бросились его ловить. Узнав об этом, Дарий заметил: «Эти люди относятся к нам с большим пренебрежением, и мне теперь ясно, что Гобрий правильно объяснил смысл скифских даров».
Это событие произвело на Дария такое большое впечатление, что с наступлением ночи, оставив в лагере ослабевших воинов и привязав ослов, которые должны были своим криком свидетельствовать о том, что Дарий стоит на месте, персидское войско было вынуждено уйти из Скифии и Европы.

VII в. до н. э. в истории скифов связан с нашим краем. Именно в этом веке скифы совершали походы в страны Передней Азии. Позже стали делать набеги на север и запад. Скифские погребения, клады и отдельные вещи встречаются на огромной территории – в Польше, Чехии, Венгрии, Германии, во Франции. Походы в Европу продолжались до IV века до н.э.
Свои походы скифы совершали из предкавказских степей. Одним из таких плацдармов было Закубанье с его прекрасными предгорными пастбищами. Сюда же возвращались скифы из дальних походов с награбленным золотом и другими ценностями. Самые древние скифские курганы, относящиеся к середине VII в. до н. э., обнаружены у станицы Келермесской.

В курганах скифских вождей были найдены уникальные вещи: золотые потира (чаша на высокой ножке), ручки трона, ножны акинака (меча), золотые и серебряные сосуды. Очень ценным является литое серебряное зеркало диаметром 17 см. Оно обложено с тыльной стороны золотым листом с изображёнными на нём зверями и мифологическими сюжетами.



Около аула Уляп расположены знаменитые Ульские курганы VI в. до н. э. могильник состоял из 10 насыпей, 9 были раскопаны Н.И. Веселовским. Для всех курганов характерны конские захоронения со сбруей. В первом кургане общее число захороненных коней составляло около 500.
Основные погребения в курганах были ограблены ещё в древности, но всё же среди скелетов лошадей и в могилах были найдены отдельные предметы, не замеченные или утерянные грабителями. Это и оружие и две пары золотых серёг в виде виноградной грозди, множество золотых бляшек с изображением льва, орла, оленя, барана, пантеры и др.

Золотые бляшки, подвески, золотые и серебряные украшения оружия и конских уборов с изображением зверей, птиц или их голов, лап, когтей выполнялись в своеобразной манере, получившей название «скифского звериного стиля».

Скифские мастера хорошо знали повадки зверей и могли изображать их в любой позе, любом повороте, в быстром движении — беге и прыжке.

В таком мгновенном порыве изображён золотой олень, найденный в станице Костромской. Олень сжал ноги и летит стрелой в стремительном прыжке. Его шея вытянута, голова вскинута, и мощное разветвление рогов растянулось вдоль всей спины. Массивный золотой олень служил украшением железного щита.


Ноги и хвост золотой пантеры из Келермесского кургана мастер украсил венчиками из маленьких пантер, свернувшихся клубком. Эта литая пантера, так же как и костромской олень, служила украшением круглого щита. Изображена она тоже в движении, только не в прыжке, а перед началом мощного рывка. Подкравшись к невидимой добыче, хищник застыл на мгновенье с вытянутой шеей и наклонённой головой, изготовляясь к прыжку.


Скифские мастера изображали хорошо знакомый им мир животных и птиц. Тут были все, с кем встречался охотник: кабан, олень, лось, волк, медведь и спутники скифа — конь и собака. Но изображались также львы и пантеры, виденные в странах Востока. Иногда скифские мастера создавали фантастические образы: крылатых львов или птиц с львиной головой.

Скифские мастера умели выражать свойства животных и птиц, олицетворяющих силы природы. Скифы думали, что изображение характерных свойств животных, птиц и рыб может передать эти свойства человеку. И мастера из художников превращались в чародеев.

Они изображали глаз орла или голову льва на рукоятке меча, чтобы вселить в воина орлиную зоркость и львиную силу. Уздечку украшали бляшками с конскими копытами или крыльями птицы, чтобы усилить рысь коня. Богатейшая скифская культура оказало огромное влияние на народы древнего мира. О влиянии скифской культуры на племена, жившие на территории Сочи, можно судить по находкам в Лоо. В октябре 1960 года при строительстве одного из корпусов пансионата «Магадан» рабочие, рывшие котлован, обнаружили золотые вещи. Оказалось разрушенным богатейшее захоронение. Значительную часть вещей составляют золотые женские украшения. Это бляхи-броши, флакончик с крышечкой для хранения благовоний, перстень и ряд других ювелирных изделий. Украшения были покрыты самоцветами: гранатами, сердоликами, халцедонами. Часть предметов выполнена в греческом стиле, другие же украшены изображениями животных в скифском стиле.

Много веков скифы владели Северным Причерноморьем, когда в самом начале III в. до н. э. племена скифов внезапно исчезают со страниц исторических трудов. Вряд ли столь воинственный народ был кем-либо истреблён. Вероятнее всего, кочевники просто снялись со своих мест и отправились в неизвестном науке направлении. Постепенно брошенные земли стали занимать с запада – кельтские племена, с востока – родственные скифам сарматы. Тайна исчезновения легендарного племени скифов – одна из великих загадок истории.
Владимир Костиников, краевед
 
По теме
ЗНАНИЕ И БДИТЕЛЬНОСТЬ – ЗАЛОГ НАШЕГО ЗДОРОВЬЯ! Сезон активности клещей начинается ранней весной при температуре +5+7 °C и заканчивается поздней осенью с наступлением заморозков.
Оглашен приговор пластическому хирургу, изуродовавшему красавицу из Сочи - LiveKuban.Ru У нее не закрываются теперь глаза, а он фактически избежал наказания Фото: открытый источник Ленинский районный суд Краснодара огласил приговор в отношении Андрея Комарова – пластического хирурга клиники «МедИст».
LiveKuban.Ru
«Литературный голос Кубани» - Межпоселенческая центральная библиотека 27 марта 2024 года в Краснодарской краевой детской библиотеке имени братьев Игнатовых состоялось заключительное мероприятие краевого фестиваля-конкурса молодых дарований «Литературный голос Кубани».
Межпоселенческая центральная библиотека
Форум прошел с пользой - Газета Заря Кубани Сегодня программа Всекубанского форума приемных семей в Сочи была насыщенной.
Газета Заря Кубани