Позади голубого экрана

Это заметки калининградского писателя Валентина Зорина, бывшего сочинца и сотрудника «Черноморской здравницы».

По сложившейся традиции сочинское ТВ готовило к показу фрагмент одного из спектаклей, привезенных на курорт столичным драматическим театром. Двое актеров вели довольно острый диалог в интерьере избы в лесу – и при этом распивали початую бутылку. Исполнители были с именами, на трактовой репетиции отнюдь не выкладывались, и режиссер передачи нервничала: слишком уж вялой получается сцена… Наблюдавшие за ходом репетиции работники оформительского цеха, готовившие декорацию и всю атрибутику, учли ситуацию…

Несколько часов спустя, передача пошла в эфир. Артисты, сидя в избе, плеснули в стаканы – и отчетливо ощутили запах спиртного (а в бутылке, естественно, полагалось быть воде). Но они были артистами – выпили, крякнули, как и полагалось по режиссуре, и с аппетитом принялись за – тоже не бутафорскую – картошку. И диалог начал уверенно набирать нужную остроту.

Потом было много разговоров об этой хохме, кое в чем ее инициаторам икнулось, но добрая, в сущности, хотя и рискованная шутка, пожалуй, ярче всего характеризует творческое и веселое настроение, которое царило в коллективе Сочинского телевидения в конце 60-х годов. Для студии это было время начала технической модернизации, прихода новых молодых специалистов и усиления политического контроля.

Городская газета «Красное знамя» была партийной и строгой, и ТВ было чем-то вроде «Лит.газеты» при «Правде». Городское ТВ искало свое «курортное» лицо. И партийная власть в лице тогдашнего второго секретаря горкома И.К. Потапова смотрела на телестудию как на младшего сына в семье, от которого ничего серьезного пока не ждут и разрешают ему экспериментировать.

Естественно, это отражалось и на внутренней жизни молодого, в общем-то, коллектива. Озоровать в кадре все-таки опасались, зато уж после работы… То мотоцикл звукооператора окажется на крыше двухэтажной студии, причем след рубчатых шин пройдет по стене; а у задремавшего на проходной сторожа-вохровца Гриши спрячут сапоги и наган вместе с кобурой…

А начиналось все весной 1957 года. Заложили здание студии на Театральной улице. Устроили общегородской комсомольский субботник – расчищали территорию для телевышки на горе Батарейка. Сочи выходил на большую курортную орбиту и, получая по распоряжению столицы свое ТВ, становился как бы вровень с краевым центром. В ту пору я был внештатным репортером городского радио, ютившегося в старом доме с верандочкой на улице имени Островского, и намеревался писать о субботнике. А пока вместе со всеми таскал носилки с грунтом и во время перекуров участвовал в выпуске «Молнии». Там были такие стишата:

Энтузиазма в деле много:
Повсюду песни. Шутки, смех,
Но только Коля Годонога
Один работает за всех!..


Комсомольский секретарь из управления связи города и член горкома ВЛКСМ Н. Годонога руководил субботником, был вполне своим парнем, над ним дружески подшучивали, он ничуть не обижался. Тогда еще не приелись такие трудовые праздники, еще на востоке осваивалась целина, а на западе совсем недавними были венгерские события. Вышку ставили с помощью вертолета, что было для Сочи сенсационно, а тем, кого переселяли с участка, отошедшего под студию и телецентр, дали новые квартиры в районе бывшего аэродрома – это тоже было приятной новацией.

В начале лета 1959 года начались регулярные телевизионные передачи, хотя в помещениях еще тянуло известковой сыростью и пахло краской, еще в вестибюле велись отделочные работы, еще капризничал фонтан-градирня для кондиционирующих установок, не было проявочной лаборатории и отснятый киноматериал проявляли то в одном из санаториев, то во Дворце пионеров.

Как начинающий в ту пору журналист, я с первых же дней работы студии ТВ стал одним из авторов и уже не выбывал из их числа… Внештатный состав формировался и складывался вместе с кадровым – Сочинское ТВ становилось своеобразным творческим клубом, в котором каждый, кто обладал хоть крохотной искоркой, мог развивать свои способности – великое дело гласность, а тут еще и видеогласность! Скудным было время вещания, отнюдь не самой современной передающая техника, о ПТС – только слышали еще краем уха, но все было необыкновенно интересно и захватывающе. Потянулись к ТВ журналисты, артисты городской филармонии, краеведы, фотографы, музыканты…

Первым директором студии стал Н.Д. Кислицын, переведённый из зам. Редакторов городской газеты. – человек с мягким характером, готовый на компромиссы, но порой излишне осторожный. Главный режиссер Всеволод Станкевич приехал из Ростова-на-Дону вместе с женой – Лидией Вдовенко, которая стала режиссером детских передач.
Оба прекрасно знали свое дело, были очень артистичные. Режиссером художественных передач был назначен Захарий Горбонос, приехавший в Сочи из Тбилиси.

Позже его сменит Юрий Калабин, тоже приезжий, — из Ташкента. Передачи промышленно-хозяйственного плана режиссировал Семен Тер-Петросян, отлично разбиравшийся в людях, тонко чувствовавший натуру. Первый редактор литературно-драматических передач – Анна Михайловна Быстрова –пришедшая на ТВ с городского радио, человек с большим художественным вкусом, филологическим чутьем, огромной эрудиций. Очень умело и чутко работали с аудиторией редакторы детских передач Антонина Георгиевна Миронова и Елена Михайловна Волкова: прекрасные образцы репортерской киноработы показывали операторы Юрий Алексапольский, Геннадий Юртаев; звукооператорской – Олег Белов… Да разве перечислишь всех, с кем в ту пору чуть-чуть безалаберной молодости сводила судьба? Это были годы добрых надежд, многие из которых и осуществились – и ведь никто не проходит свой путь в одиночку.

Первым сочинским диктором была приехавшая из Москвы Софья Дужникова – с характерным обликом российской интеллигентки из «простых», несколько непривычно раскованная в манере держаться и тем привлекающая. Ее облик очень быстро стал модным среди сочинских девчонок-подростков, даже говорили: «Ну, ты прям Соня Дужникова!». Другие дикторы приходили и уходили: Роза Березина, Игорь Цаплин, Валентин Варехов. Алла Журавлева тогда еще была юным диктором радио и лишь готовилась к выходу на телеэкран.

Раскованность и определенная независимость Софьи Дужниковой, помнится, всегда заставляла директора студии держаться настороже: он привык к жестким рамкам партийной дисциплины, а тут – как за театральными кулисами. И студийские бутафоры не удержались от очередного розыгрыша: в цехе, оборудованном в подсобном помещении, соорудили «модель» диктора – одеяло, из-под которого торчали пряди парика Сониного цвета волос, туфли...» Николай Денисович, что-то с Дужниковой случилось, спит, наверное...». Мгновение спустя он понял и, засмеявшись, махнул рукой. А за мгновение до этого – растерялся.

Но хохмы хохмами, а делалось главное: оказывалось определенное – и немалое, если учитывать повышенное внимание ко всякой новизне, — влияние на развитие интеллектуальной жизни курорта. Прежде всего, любой из театральных или эстрадных коллективов, приезжавших в Сочи, считал для себя честью и обязанностью выступить перед телеаудиторией. Сами приходили и просились. Хотя надо сказать, что и по тем временам гонорары за выступление были чуть ли не символическими. То же самое относилось и к знаменитостям, которых Сочи повидал немало, — в Ниццу и Давос тогда еще не очень-то ездили…

Много внимания уделялось творческой жизни земляков-профессиональных и самодеятельных артистов, художников, а также краеведению и туризму. И на первом месте, само собой, была жизнь здравниц, лечебно-оздоровительный процесс – в то время появлялись все новые и новые лечебные методики, «открывались» акупунктура и дополнительные возможности мацесты, боролись с курением и амброзией…
Ну, от принципов борьбы за что-нибудь мы, вероятно, никогда не отойдем.
А вот то, что тогдашнее черно-белое ТВ объединяло местную интеллигенцию, — это определенно. И спасибо, что так было!

Что же касается истории, с которой я начал рассказ о Сочинском ТВ, то на первой же «летучке», где обсуждались передачи минувшей недели, дежурный рецензент заявил по поводу фрагментов спектакля:
— Диалог прошел неплохо, а вот сам момент питья отрежиссирован небрежно: неестественно получилось!
 
По теме
Совсем скоро Кавказский заповедник отметит свой столетний юбилей. Без исключения, все любители заповедной природы и Кавказского заповедника могут поздравить уникальный,
Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет - Газета Трибуна Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет Глава и председатель Совета Первореченского сельского поселения выступила с докладом перед депутатами и жителями села.
Газета Трибуна
Форум прошел с пользой - Газета Заря Кубани Сегодня программа Всекубанского форума приемных семей в Сочи была насыщенной.
Газета Заря Кубани
История моей семьи - Газета Трибуна История моей семьи В Год семьи, объявленный Владимиром Путиным, президентом России, еще раз осознаешь ценность сохранения исторической памяти о своих предках, родных и близких людях.
Газета Трибуна