«Матильда» – фильм о любовнице канонизированного Николая Второго

Вчера сходил в кинотеатр « Люксор » на предпоказ фильма «Матильда» Алексея Учителя, повествующего о любовнице наследника российского престола Николая Романова – балерине Матильде Кшесинской . Фильм задолго до официальной премьеры вызвал широкий резонанс в связи с тем, что некоторые сети кинотеатров отказались от показа «Матильды» в связи с наличием сцен, «оскорбляющих религиозные чувства верующих». Уже известно, что кинокартину не станут показывать в Ингушетии, в 88 кинотеатрах Кемеровской области, в сети кинотеатрах «Синема парк» и «Формула кино». Кроме того, поступила информация о возможных ограничениях проката в Татарстане и Кабардино-Балкарии.

На вчерашний предпоказ пришло с десяток полицейских и даже начальник УВД по Центральному району города Сочи.

Эротические сцены и центр принятия решений цесаревича Николая

Балерина с голой грудью на сцене Мариинского театра в начале фильма уже вызвала жесткую критику со стороны председателя Общественного совета при Минкульте РФ Павла Пожигайло, призвавшего вырезать эту сцену, что в принципе невозможно, так как весь фильм построен на том, что цесаревич Николай в 22 года влюбился по уши в легкомысленную балерину, увидев ее грудь на сцене. В дальнейшем режиссер не гнушался эротическими сценами с участием цесаревича и Матильды, которые, надо полагать, и привели к возрастному ограничению «16+»...

Историческая достоверность и режиссерская версия Матильды Кшесинской с Николаем Вторым

Тот факт, что Матильда Кшесинская была фавориткой цесаревича Николая широко известен, однако, если попытаться отнести фильм к какому-либо жанру, то это наверняка не историческое кино, скорее мелодрама с элементами легкой эротики и мыльной оперы, лишенная какой-либо исторической достоверности. Особенно омерзительно выглядит образ некоего немецкого ученого, практикующего спиритические сеансы. Ученый и спиритические сеансы – и это в стране, где 80% населения крестьяне.

Некие проблески и экшен, разбавивший мыльные пузыри и художественный бред, проявляются лишь дважды, в начале фильма, где довольно красочно показано крушение императорского поезда, произошедшее в 1888 году , и в конце кинокартины, после уж слишком сомнительного эпизода с обмороком Николая Второго во время коронации, которая, как известно, закончилась давкой на Ходынском поле , в результате которой погибло 1379 человек.

Впрочем, вольная трактовка истории – это, без сомнения, право художника. Да и образ Николая Второго, канонизированного РПЦ, нуждается в переосмыслении. Век спустя через призму цензуры того времени сложно наверняка знать, что есть истина, а что вымысел. Возможно Николай Романов действительно был легкомысленным и колебался перед выбором: балерина, переспавшая с целым полком, или престол и императорская корона в придачу. Во всяком случае образ Николая Второго, принимавшим решения чем-то ниже пояса вполне согласуется с образом абсолютно бездарного руководителя страны, допустившего Ленский расстрел, Кровавое воскресенье и две революции, одна из которых завершилась отречением и расстрелом Николая Второго.

Скандал же вокруг кинокартины, наверное, вполне естественен, учитывая тот факт, что Николай Второй, представший в настоль вольном художественном образе «Ники» – именно так императора называет его любовница, в 2000 году был канонизирован и причислен к лику святых Русской православной церковью.

Стоит ли смотреть?

Сценарий и режиссура: 2 из 5

Работа оператора и спецэффекты: 4 из 5

Если не жалко 2 часа времени, потраченного на мыльную оперу, то идите!

Александр Валов
Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет - Газета Трибуна Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет Глава и председатель Совета Первореченского сельского поселения выступила с докладом перед депутатами и жителями села.
Газета Трибуна
Форум прошел с пользой - Газета Заря Кубани Сегодня программа Всекубанского форума приемных семей в Сочи была насыщенной.
Газета Заря Кубани