История христианства на Черноморском побережье Кавказа-1

Зародилось христианство в отдалённой провинции Римской империи (Иудее) в I в н.э. До середины IV в. оно преследовалось римскими властями. Но всё же проповеди апостолов были успешны в городах Балканского полуострова, Италии и Малой Азии.

Существует церковное предание о том, что в 40-м году апостолы Андрей Первозванный и Симон Канонит (это жених с той свадьбы, где Иисус воду в вино превращал… я всегда невесте сочувствую в этой истории – жених ведь всё бросил, пошёл за Учителем) проповедовали в причерноморских греческих колониях Кавказа и среди горских народов: алан, абазгов и зикхов. Многие из слушавших уверовали.

Это предание было записано некоторыми авторами III-IV веков, например Оригеном и Евсевием Памфилом. О пребывании апостола Андрея на Кавказе пишет и Дорофей (307-322), епископ Тирский.

Другой автор начала V в., Епифаний Кипрский, пишет, что святой Андрей оставляет Симона Канонита в Себастополисе, сам же «ушёл в Зикхию. (то есть район нынешнего Адлера). Зикхи, до сих пор наполовину неверующие. Они хотели убить Андрея, но, увидя его убожество, кротость и подвижничество, оставили своё намерение». (Вот откуда началось известное гостеприимство сочинцев к приезжим – прим. авт.) Грузинское «Житие» апостола Андрея сообщает о нём, что, оставив Симона Кананита с прочими учениками в Севасте (Сухуми), «отправился в землю джигетов. Обитатели этой страны джиги… не приняли проповеди апостола, а искали случая умертвить его». Поднимается по Днепру от Чёрного моря до места, где позже вырос Киев, и далее до земель, где ныне стоит Новгород, первым проповедуя христианство в русских землях.

Православные Четьи-Минеи также называют земли на Кавказе, где прошёл Андрей, упоминая в их числе Зикхию, где зикхи хотели его умертвить, но видя его «не имуща имение», оставили своё намерение.

Апостол Симон принимает мученическую смерть. Мощи его предают земле в Новом Афоне, строится храм во имя апостола Симона Кананита.

Таким образом, по всем указанным источникам, апостол Андрей был первым проповедником христианства на Западном Кавказе. Предания эти с трудом подлежат историческому анализу, потому что, конечно, невозможно доказать, что апостол Андрей посетил Абхазию, как и то, что он посетил Киев. Мы можем остановиться лишь на том утверждении, что уже в I веке христианство было известно в Закавказье от юго-западного берега Каспийского моря до юго-восточного берега Чёрного моря. По мнению П. Услара и Г. Мерцбахера распространялось христианство многочисленными еврейскими колонистами, оставшимися в постоянном сношении со своими соплеменниками в Палестине. Свидетельствует об этом огромное множество библейских легенд, привившихся на Кавказе. Этим же можно объяснить и тот факт, что хазары, кочевавшие вблизи Кавказа, приняли иудейство.

Существовало даже мнение, что и убыхи – потомки евреев. Так, Хаджи Хальфа сообщал: «три колена израильтян пришли в эту страну и поселились в ней. Черкесы и Абаза распространились от этих трёх колен». Плано Карпини убыхов называет как: «…Команы Брутахи, кои суть иудеи»…

В 303 году в последний раз прокатилась по всей территории Римской империи волна преследований христиан: император Диоклетиан оставался их ожесточённым гонителем и противником. Но его преемник Константин в 313 году провозгласил в Медиолане (ныне Милан) свой знаменитый эдикт, признававший равноправие христианства с другими религиями. То был первый, но решающий шаг к превращению христианства в государственную религию.

И вот христианское духовенство уже участвует в торжествах по случаю закладки на месте древнего Византия новой столицы — по имени императора её стали называть Константинополь. Так Рим стал терять былое значение столицы мира. Великое будущее центра вселенской империи ожидало «второй Рим» — Константинополь.

Византийский император Юстиниан (около 483-565 гг.) в 562 году заключает мир с персами, после чего византийская культура распространяется по всему Западному Кавказу. Византийская колонизация включала в себя помимо военных мероприятий ведение торговли с местными племенами и распространение христианства. Именно к эпохе Юстиниана относится начало обращения в христианство причерноморских племён. «Юстиниан,- пишет Шора-Бекмурзин Ногмов,- обратил милостивое внимание на адыгов и стал прилагать старания к обращению их в христианство. Адыге приняли его от греков без сопротивления, что и послужило причиной сближения двух народов. Имя Юстиниана в таком уважении, что для подтверждения своих слов народ клялся Юстиниановым столом и Юстиниановым троном… Под влиянием союза с Юстинианом греческое духовенство, проникши в Кавказские горы, внесло к нам миролюбивое занятие искусством и просвещением. Священник назывался у нас шогень, епископ — шехник… христианская вера процветала в Кавказских горах, будучи поддерживаема греческим духовенством, заменявшим убылых присылкою новых епископов и священников».



Именно Юстиниану приписывает народное предание христианизацию, хотя в действительности это произошло несколько раньше. Так имя епископа зихов Домиана имеется среди подписей Константинопольского собора 526 года.

Период наиболее сильного прямого византийского влияния на Черноморском побережье Кавказа продолжался с VI до начала VIII в. Во второй половине VIII в, сохранив своё политическое влияние, Византия всё же вынуждена была признать Абхазское царство.

Наиболее ранним храмом на территории Сочи являлась базилика (прямоугольное здание, вытянутое с запада на восток) на территории совхоза «Южные культуры» в Адлере. Была разрушена в 1954 году при строительстве водопровода. Предположительно построена базилика была в VI веке. Большинство же средневековых храмов Сочи были построены во времена Абхазского царства. Это храмы в Хосте, Лесном, Каштанах, Лоо, на горе Ахун, под горой Ефрем (это недалеко от Б.Воронцовской пещеры) и другие. Все названные храмы располагались недалеко от побережья. Самый удалённый от берега храм в Глубоком Яру был окружён мощной крепостной стеной, что, вероятно, свидетельствует о том, что глубже в горы к христианам относились не вполне доброжелательно.


Развалины храма в имении Шереметьева. Фото С.М. Прокудина-Горского наглядно показывает, что в начале XX века храм был примерно в таком же виде, что и в начале XXI в.

В 978 г., после смерти бездетного абхазского правителя Феодосия Слепого происходит мирное объединение Абхазии с Грузией при правлении грузинского царя Баграта Багратиони (родственника Феодосия).

В XI-XIII вв. в Грузии происходит культурный подъём. Это время Давида Строителя (1089-1125), время дальнейшего активного строительства храмов как в Грузии, так и в Причерноморье. Грузинские царицы Тамара (1184-1212) и Русудана (1212-1227) пытались упрочить своё влияние среди адыгов распространением христианства. Имя царицы Тамары до сих пор необычайно популярно среди всех горцев Кавказа.

В X-XI вв. определённое влияние на распространение христианства среди западно-кавказских племён оказывает церковь Бориса и Глеба русского Тмутараканского княжества.

Вскоре после разделения церквей на Кавказе появляются католические миссионеры. Византийцы и генуэзцы владели рядом торговых факторий на побережье Чёрного моря. Центром их деятельности становится Кафа в Крыму. Кафинский префект Д¢Асколи послал к адыгам миссионера Д. де-Лукка. Адыгская знать оказала ему почтение, согласилась принять католических миссионеров.

Вместе с генуэзцами на Кавказ проникла часть крестоносцев. Кавказские горцы быстро усвоили их одежду и вооружение. По сообщению В.А. Потто на клинках горцев даже времён Кавказской войны попадались изображения гербов Восточной Римской империи, на многих сохранились полустёртые латинские надписи, выражающие то какое-нибудь молитвенное изречение, то воззвание к Богу или к Богоматери. Однако успехи католических миссионеров были незначительны. «Католическим миссионерам,- пишет кубанский историк, живший в последние годы жизни в Сочи, Прокопий Петрович Короленко,- было не под силу распространение христианства при отсутствии у черкесов письменности и непонимания ими языка миссионеров».

Надо сказать, что христианство своеобразно воспринималось кавказскими горцами, традиционно поклонявшимся в своих лесных святилищах древним языческим богам.

Почти не меняя состава языческого Пантеона, они приспосабливались к новой вере путём перенесения имён христианских святых на свои божества. Георгий Победоносец, поражающий змея, более всего импонировал воинственным горцам и был воспринят как языческий бог солнца, побеждающий мрак, ниспровергающий зло. Святая дева Мария преобразовалась у горцев в языческую богиню Мэрием — покровительницу пчеловодства и плодородия.

Произошёл синкретизм старого язычества и нового христианства, точнее сказать, образовался очень тонкий налёт христианской религии на вполне устойчивые языческие верования, которые сохранились во всей своей целости до позднейшего времени.

На Кавказе находятся самые древние на территории России храмы. Письменных источников о строительстве храмов не найдено. Мы не знаем ни заказчиков, ни архитекторов, ни назначения храмов, ни времени постройки.

«С тех пор промчалось много лет,

Пустела древняя обитель,

И время, общий разрушитель,

Смывало постепенно след

Высоких стен; и храм священный,

Стал жертва бури и дождей». М. Лермонтов.

В Сочи охраны памятников нет, нет программ по их восстановлению и использованию, отсутствует инфраструктура туризма. Свирепствуют кладоискатели.

После XII века горцы постепенно возвращаются от христианства к старым, языческим верованиям. Именно в это время происходит ассимиляция русских Тмутаракани касогами. Нашествие монголо-татар, а затем Тимура на несколько столетий останавливают развитие Грузии. Черкесы, аланы и другие горские народы попали под власть завоевателей, которые пытались насильственно распространить среди них ислам. После падения Константинополя в середине XV века и возникновения на пространстве бывшей Византии мусульманской державы османов, христианство на северо-восточных берегах Чёрного моря всё больше и больше приходило в упадок.

В конце концов (XVIII в.) мусульманство одержало победу, но пережитки христианства и язычества сохранились у черкесов до XIX века.

Так, английский разведчик Джеймс Станислав Белль, оставил описания увиденной в 1838 году святыни на вершине горы Аублаарныха (ныне Батарейка, в центре Сочи):

«Я выразил желание осмотреть один из старых крестов. Меня проводили на вершину высоты, командующей над фортом к месту, святость которого отмечена несколькими разбросанными могилами. Как я заметил позднее это местечко лежит на расстоянии полу­выстрела от укрепления около одной из сторон которого я увидел несколько русских, которые слонялись взад и вперед, видимо, отдыхая, и только вершина маленького холма скрывала нас взаимно друг от друга. Здесь я добрался до предмета моего любопытства. Он свешивался с ветви огромного старого дуба, к которой был прикреплен железным подхватом. Эта интересная реликвия — несомненно­го доказательства, что здесь когда-то господствовало христиан­ство.



Рисунок Д.С. Белля

Кресты были назна­чены для приема пожертвований, которых заботливо оставляли там до тех пор, пока они не превращались дождем и ветром в лохмотья. Некоторые лоскуты указывали на то, что пожертвования были сде­ланы не так давно. Некоторые жители желают убрать этот крест, как свидетеля заблуждения и суеверия их предков, а также из страха, что это может послужить русским правом заявить притязание на эту местность, как бывшую некогда христианскую, другие же, наоборот, смотрят на этот символ с глубокой верой, как например Али-Ахмет-Бей, главный вождь этой местности, который требует защиты этой реликвии старой веры предков от всякого осквернения и я думаю, что она то и была причиной, вследствие которой русским во время одного или двух из нападений в этом направлении было оказано такое сильное сопротивление».

Христианская духовная жизнь на Черноморском побережье возродилась с основанием в разгар Кавказской войны русской Черноморской береговой линии крепостей.

21 апреля 1838 года в устье реки Сочи состоялась закладка форта Александрия.

Военный журнал отряда, действующего со стороны Абхазии, который ведёт генерал Андрей Михайлович Симборский, сообщает:

«21-го числа. По случаю высокоторжественного дня рождения государыни императрицы и закладки вновь возводимого укрепления, войска, построены в парад на назначенном месте, находились у слушания божественной литургии и молебня о многолетии ея императорского величества и об успешном окончании начатого дела; после чего, обычным порядком, заложено укрепление.

По полудню нижним чинам дан был отдых.

В продолжении дня неоднократно завязывалась в цепи перестрелка, но у нас убитых и раненых не было.

Погода была ветреная, в полдень на солнце термометр показывал 22° теплоты».


Александра Фёдоровна

…5 мая 1838 г. был объявлен императорский указ командиру Отдельного Кавказского корпус: «Все крепости и укрепления на восточном берегу Чёрного моря, в коих находится не менее двух рот, снабдить церквами и священниками с причтом».

Продолжение будет...

Владимир Костиников, краевед
 
По теме
Оглашен приговор пластическому хирургу, изуродовавшему красавицу из Сочи - LiveKuban.Ru У нее не закрываются теперь глаза, а он фактически избежал наказания Фото: открытый источник Ленинский районный суд Краснодара огласил приговор в отношении Андрея Комарова – пластического хирурга клиники «МедИст».
LiveKuban.Ru
Следственным отделом ОМВД России по Курганинскому району завершено расследование уголовного дела в отношении 37-летнего местного жителя по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 228 УК РФ.
Отдел МВД России по Курганинскому району
«Без нас скучала бы планета!» - Газета Свет маяков Александр Владимирович Гомодин и Евгений Николаевич Шутов вручили заслуженные награды работникам культуры нашего района (фото автора).
Газета Свет маяков
Читает семья - читает страна - Газета Свет маяков На празднике Неделя детской и юношеской книги каждый школьник сделал для себя потрясающее открытие, выступив в роли артиста (фото автора).
Газета Свет маяков