Сегодня на сцене Зимнего в рамках театрального конкурса «Текстура-Олимп» можно еще раз увидеть культовую постановку ирландской комедии Мартина МакДонаха «Калека с Инишмана», осуществленную в Пермском театре «У Моста» заслуженным деятелем искусств России, лауреатом Национальной премии Чехии режиссером Сергеем Федотовым. Это главная сенсация Сочинского фестиваля «Театральный Олимп», безоговорочно покорившая публику. Это шанс прикоснуться к подлинному искусству, стать свидетелями великого сценического таинства. Это спектакль, в котором удивительным образом смешались горечь несбыточных мечтаний, романтическая любовь и невероятный обман, сыгравший мистическую роль в судьбе героя. Персонажи спектакля ужаснут и рассмешат, встревожат и вызовут сочувствие. Мы снова узнаем в чужой, далекой от нас жизни собственные муки и неразрешимые драмы нашего внутреннего существования.
Остров Инишман – одно из самых загадочнейших и священных мест в Ирландии, точка, где хранится древняя культура и язык маленькой, но гордой страны, вечно борющейся с Англией за свою свободу. Возможно, поэтому МакДонах сочинил для своего острова совершенно особенных жителей.
Неспешный мир странных и смешных чудиков-инишманцев буквально взрывается, когда на остров приезжает киносъемочная группа из Америки под предводительством Роберта Флаэрти, а вместе с этим и предчувствие перемен. Инишманцев посещают призрачные и опасные мечты о Голливуде, вслед за которыми хочется уплыть всем. Но получается это только у Калеки Билли…
Участие спектакля в фестивалях:
– «Будущее театральной России», Ярославль, 2009
– «Ирбитские подмостки», Ирбит, 2009 (Гран-при фестиваля и приз «За лучшую женскую роль»)
– «Реальный театр», Екатеринбург, 2009
– «Волшебная кулиса», Пермь, 2009 (приз «За лучший дуэт», «За лучшую женскую роль», «За лучшую роль молодого актера», «За лучшую режиссуру»)
– Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска 2010» (специальный приз жюри)
– «Радуга», Санкт-Петербург, 2010
– «Театры Европейского региона», Градец Кралове (Чехия), 2010
– «Встречи в Одессе», Одесса (Украина), 2010
– «Белая Вежа», Брест (Беларусь), 2010 (Гран-при фестиваля и приз «За лучшую мужскую роль»)
– «У золотых ворот», Владимир, 2010 (Золотой диплом)
– «Золотой лев», Львов (Украина), 2010
– «Мельпомена Таврии», Херсон (Украина), 2011 (Гран-при жюри, «Лучшая женская роль второго плана», «Лучшая мужская роль второго плана»)
– «Театральное Поволжье», Пенза, 2011 (приз «За лучшую режиссуру»)
– «Театральный Олимп», Сочи, 2011 (приз зрительских симпатий)
– «Живи!», Харьков (Украина), 2011
В РОССИИ – 1 292 театра. В русской версии журнала «Forbes» Театр «У Моста» вошел в десятку лучших театров России! Свое название пермский театр получил из-за месторасположения рядом с Камским мостом, но затем загадочное сочетание Театр «У Моста» стало символом, выражающим художественную концепцию режиссера. Постановки Федотова становятся «мостом» между миром реальным и потусторонним, бытовым и мистическим, сознательным и бессознательным.
Именно театр «У Моста» – первооткрыватель в России ирландского драматурга Мартина МакДонаха. «Сиротливый Запад» был показан в Москве на Национальном фестивале «Золотая маска» среди лучших спектаклей 2008 года. В 2010-м за спектакль «Калека с Инишмана» театр получил специальную премию жюри «Золотой маски». На церемонии ее вручения председатель жюри, ректор Школы-студии МХТ им.А.П. Чехова, профессор Анатолий Смелянский сказал: «Первая специальная премия жюри присуждается Пермскому театру «У Моста»… В России огромное количество периферийных театров, и очень многие из них живут трудно, растеряны, не знают, куда деваться и куда идти без режиссуры и идеологического задания, как раньше. Неизвестно, зачем они вообще существуют. Не для того ведь, чтобы играть «Женатого таксиста» Рэя Куни… Но вот – театр из Перми, который на протяжении двух десятилетий силами замечательного режиссера и прекрасных актеров ставит самые сложные пьесы русского мирового репертуара. Театр «У Моста» – художественное явление, некий Маяк для русского периферийного театра, доказывающий, что и сегодня можно жить достойно, осознанно, осмысленно и художественно».
За постановку «Собачьего сердца» по Булгакову в чешском театре «Арена» (город Острава) Сергей Федотов в 2004-м удостоен Национальной премии Чехии, признан лучшим режиссером года. В 2006-м министр культуры Чехии вручил Федотову приз газеты «Пражские новости» за особый вклад в чешскую культуру. В январе 2011-го за большой вклад в культуру и искусство Чехии Сергею вручена медаль имени Езефа Юнгмана.
– НАШ ТЕАТР, – делится Сергей Федотов, – разработал несколько интересных социальных проектов. Более того, работая по созданной нами системе, мы сумели «расширить» рамки наших очень небольших залов. Всего их у нас сейчас – три: один на 180 мест, второй – на 80, третий (совсем маленький) – на 50. В труппе – 33 актера. В месяц мы играем в среднем 60-70 спектаклей (рекорд для стационарного театра). Кстати, в этом июне у нас было 80 представлений! В репертуаре – 25 постановок, в каждой – по 3-4 состава. Такой принцип закладывается уже во время репетиций. К примеру, в «Калеке с Инишмана» – у нас 4 исполнителя роли калеки Билли. Поэтому когда мы играли этот спектакль в Сочи, в это же самое время он шел и в Перми на большой сцене, а на малой – «Сиротливый Запад» (своеобразный «магический сеанс» МакДонаха – три спектакля одновременно). В самые «горячие» месяцы (декабрь, январь, февраль, март) мы зарабатываем до 3 миллионов рублей, а в целом за прошлый год – 23 миллиона. Плюс 18 в год миллионов – дотация от учредителей на зарплату и на коммунальные платежи. На оборудование, аппаратуру, транспорт, новые постановки и содержание текущего репертуара расходуются зарабатываемые нами деньги. Начинающие артисты у нас получают от 10 тысяч рублей, ведущие (в зависимости от занятости) – до 30, а бывает и больше.
Наша театральная модель – многослойная и многоэтажная. Когда идут спектакли на основной площадке, на других одновременно проходят репетиции новых пьес, параллельно проводятся тренинги, то есть актеры постоянно учатся. По субботам – своеобразный театральный «марафон»: один спектакль играется 4 раза подряд – в 14, 18, 21 и в полночь. В пятницу и в воскресенье – по три представления этой же постановки, всего таким образом за три дня их десять. Так у нас идут «Панночка» (по гоголевскому «Вию»), «Дракула», «Мастер и Маргарита».
Под Новый год, когда во всех театрах наши коллеги проводят традиционные «елки», мы уже десять лет подряд устраиваем свой проект – так называемые, «Рождественские встречи»: 25 декабря выпускаем премьеру и в течение двух недель ежедневно даем по 2 представления – 28 спектаклей одного нового наименования. Помимо спектакля в рамках «культурной программы» актеры проводят экскурсии зрителей за кулисы (в гримерки, бутафорский и костюмерный цеха, по самым скрытым «закоулочкам» нашего мистического театра), рассказывают о нашем коллективе, его традициях, методе работы и тайнах. Одновременно с экскурсиями в малом зале работает изобретенная лично мной «комната ужасов». Желающих попасть в нее да еще и не по одному разу – огромное количество! В этой «ужасной» комнате устроен лабиринт самых страшных эффектных эпизодов из наших спектаклей «Панночки», «Дракулы», «Мастера и Маргариты», «Собачьего сердца», «Зверя»… Можно вволю покричать и снять стресс. Билеты на проект «Рождественские встречи» у нас обычно расхватывают за месяц вперед.
ЗА ГОДЫ существования тетра «У Моста» фестиваль «Театральный Олимп» – 99-й по счету. И 14-ый – у спектакля «Калека с Инишмана». На 13-ти фестивалях он получил главные награды, из них на 6-ти – Гран-при, не говоря уже о «Золотой маске». Например, совсем недавно в Белоруссии на международном Брестском фестивале «Белая вежа» театры из 20 стран представили около 40 постановок, но Гран-при – у нашего «Калеки…». В Чехии фестиваль «Театры европейского региона» собрал более 80 спектаклей, лучшим признали «Калеку…» Вот и в Сочи на «Театральный Олимп» мы приезжали из Украины с международного Херсонского фестиваля «Мельпомена Таврии», где «Калека…» также удостоен Гран-при...
С Сочинским концертно-филармоническим объединением у нас выстроились хорошие деловые отношения. В свое время, когда Владимир Васильевич работал заместителем председателя в центральном аппарате СТД РФ, а потом был начальником отдела театрального искусства Федерального агентства по культуре и кинематографии, он очень помог нашему театру в одном важном вопросе. Благодарен ему за это!
Не могу не отметить, что с сочинцами у нас взаимопонимание установилось, хотя я думал, что в курортном городе сделать это будет крайне сложно. Но во время нашего спектакля (в продолжение двух часов – без антракта!) весь тысячный зал ловил каждое слово и живо реагировал, то единодушно смолкая, чтобы дать актерам проявить нюансы игры, то взрываясь дружными раскатами смеха. Оказывается, в Сочи существует настоящая театральная культура!
Главная сенсация «Театрального Олимпа»
Источник: Управление культуры г. Сочи
01.12.2011 11:10