ЭНЕОЛИТ

Эпоха, следующая за каменным веком, в истории человечества связана с появлением металла. Первым металлом, оказавшимся в руках человека, была медь. Из множества известных металлов лишь три — золото, серебро и медь — встречаются на Земле в самородном состоянии, то есть в виде кусков металла, причём иногда очень больших (самый крупный из когда-либо найденных самородков меди весил 420 тонн). Но золото и серебро попадались нашим предкам столь редко, что найти широкое применение эти металлы не могли. Медь же достаточно распространена в природе, и, кроме того, сравнительно легко обрабатывается. Именно поэтому человек и взял в руки медное орудие. И хотя оно не было таким твёрдым, как камень, срок его службы оказывался намного большим, поскольку затупившееся остриё можно было опять заточить и использовать орудие снова и снова.

О преимуществах медных орудия наиболее ярко свидетельствуют результаты экспериментов Сергея Аристарховича Семёнова в середине XX века. В одном из экспериментов рубили две сосны в 25 см диаметром. Каменным топором срубили дерево за 75 минут, а медным – за 25 минут, то есть в 3 раза быстрее. Затем строгали деревянный сук каменным и медным орудием – разница в скорости оказалась уже в 6-7 раз в пользу последнего. При сверлении была обнаружена самая большая эффективность металла — берёзовое полено медным сверлом просверлили в 22 раза быстрее, чем каменным орудием. (Кстати, бывал в археологических экспедициях С.А. Семенов и в Сочи).

Но так как от каменных орудий люди ещё полностью не отказались, то эпоху эту называют медно-каменным веком или энеолитом.

В Сочи к этому времени относится приморская стоянка «Бочаров ручей», открытая А.П. Красновым, а также десятки стоянок с мотыжками «сочи-адлерского» типа, разбросанные по холмистым предгорьям города.

На территории поселения «Бочаров ручей» в 1941 году собрана большая коллекция изделий: каменные мотыги, треугольные наконечники стрел, свёрла, проколки, грузила для сетей, кремневые вкладыши от гарпунов. Не стоит особого труда догадаться по находкам, что занимались обитатели стоянки рыболовством, охотой и земледелием.

Широкое распространение мотыжек и зернотёрок, найденных на стоянках Имеретинская, Ахштырь I-V, Молдовка, Малый Ахун, Батарейка, Ажек, Пластунка, перевал Мамайка , позволяют сделать вывод, что в энеолите земледелие стало наиболее важным занятием местных жителей.

Мотыжки на Черноморском побережье Кавказа были каменными, изготавливались из речных галек аспидного сланца, песчаника, изредка кремня (в других районах Кавказа известны мотыги из рогов оленя, крупных костей других животных). Сильным ударом по ребру гальки раскалывались на две половины. Затем несколькими ударами выделяли узкий черешок для закрепления мотыжки на деревянной рукояти.

Мотыжки впервые открыты А.П. Красновым в 1936 г. Часть найденных орудий им были переданы Воронежскому университету, Московскому историческому музею, Эрмитажу.

Алексей Петрович вёл большую краеведческую работу в городе Сочи. Был директором городского музея с 1932 по 1948 г. В годы Великой Отечественной войны спасал сокровища Феодосийского краеведческого музея, спрятав их при угрозе захвата Сочи немцами в Малой Воронцовской пещере. До сих пор кладоискатели зачем-то перекапывают эту пещеру, хотя в городском архиве есть документы о том, что все ценности были переданы сотрудникам Феодосийского музея по описи. Много лет А.П. Краснов вёл краеведческие кружки в школах города. Пешком добирался от Хосты до села Воронцовка для проведения очередного похода с учениками семилетней школы. В 1946 году Воронцовская школа победила во Всесоюзном конкурсе «Путешествие по родному краю». 25 школьников отправилось на самолёте «Дуглас» в Москву на экскурсию. В честь победителей конкурса был устроен банкет в редакции главной тогда детской газеты страны «Пионерская правда».


Краеведы Воронцовской школы в экспедиции. 1946 г.



Во времена энеолита на Кавказе появляются первые курганы.

Курганы представляют собой искусственные насыпи, сделанные людьми в разные эпохи, но всегда с целью погребения покойников.

Само слово «курган» — тюркского происхождения и означает крепость, ограда, стена. В русский язык оно вошло как понятие о могильном сооружении со стенами. Вокруг курганов иногда делались каменные ограды, предохранявшие насыпи от оползания.

Курганы в Краснодарском крае известны повсеместно — в степной полосе, на Таманском полуострове и на Черноморском побережье. Это, как правило, большие земляные насыпи, достигающие иногда 10-15 метров, а в редких случаях и до 20 метров высоты. В кубанских степях и долинах рек насыпи у курганов земляные, в горах — из булыжника или обложены в несколько рядов каменными плитами. Иногда курган увенчивался бревенчатым шатром, каменной или деревянной статуей, шестом с привязанным к нему флагом или конским хвостом, вертикально поставленным мечом. Но в любом случае это настоящие надгробные памятники, возведённые в расчёте на то, что их будет видно издалека. Дожди и ветры на протяжении столетий обрушивались на поверхность курганов и постепенно придали им форму естественного холма.

С глубокой древности в сознании людей складывается вера в загробную жизнь. Древние люди представляли себе, что и после смерти душа человека будет продолжать жить почти такой же жизнью, как и на земле. Отсюда и возникают сложные обряды захоронения с помещением в могилу вместе с покойником его личных вещей, пищи «в дорогу», боевого коня, а с вождём — его слуг, рабов, жён, убитых при похоронах. И чем знатнее умерший, тем выше насыпался курган.

Тысячелетняя традиция строительства курганов началась с появления в степях от Дуная до Урала (включая и Кубань) первых скотоводов. Это была так называемая древнеямная культура. «Древнеямники», или просто «ямники» — так назвали первых скотоводов степи археологи, хоронили покойников в ямах. Сверху она перекрывалась деревянными плахами. Стенки могильной ямы завешивались материей или белились. Дно могилы выстилали войлоком или кожей. Покойнику всячески старались создать уют, ведь по представлениям древних, его душа, двойник продолжала жить после смерти. Поверх подстилки посыпали мелом и красной краской (охрой), которая символизировала огонь, его очистительную силу, изгонявшую всю нечисть из могилы и обеспечивавшую покой умершему. Количество вещей, положенных в могилу было невелико. Это было несколько примитивных глиняных сосудов, булавок, кремневых наконечников стрел, украшений. Медные предметы встречаются в погребениях редко. Меди было тогда мало, и была она дорогостоящей. Из орудий труда встречаются ножи, медных украшений больше — это бусы, небольшие височные проволочные кольца. Такие же колечки делались иногда из серебра и золота. Интересны бусы в виде маленьких чашечек, сделанных из зубов древней рыбы. Покойнику клали также остатки жертвенной пищи, чаще всего кусок баранины.

При раскопках курганов в станице Новотитаровской в 1970 году были найдены колёса и часть кузова повозки, на которой ездили «ямники». Это были небольшие повозки, изготовленные полностью из дерева (без металлических частей). Колёса были сплошные, из трёх- четырёх толстых досок. В повозку запрягалась пара быков. Это древнейшая повозка, известная на Кубани. Археологи находили и изображения повозок, сделанные «ямниками» на каменных стелах. Любопытно, что повозки на рисунках запряжены одновременно быком и лошадью, рядом шагает погонщик, почему-то хвостатый. Известен древний миф о трудном свадебном задании – заложить в упряжку несовместимых животных — коня и быка. Это задание было не под силу обычному человеку.
Древнеямная культура занимала гигантскую территорию. Она простиралась от Казахстана и до Днепра, а чуть позже — почти до Дуная.

Особый интерес представляет курган, раскопанный в 1999 году у станицы Нововеличковской . В кургане высотой более девяти метров археологами было обнаружено девять погребений. Одно погребение, относящееся к финальной стадии развития культуры, выделяется сложной погребальной конструкцией и богатством погребального инвентаря.

В квадратной яме, обшитой деревянными досками, на циновке из соломы лежали на боку мужчина и женщина. Женщина обнимала мужчину. На циновку были нанесены красной краской различные знаки: двойные зигзагообразные полосы, концентрические окружности с точкой внутри, меандры, круги, закрашенные треугольники и квадраты, сердцевидные фигуры, соединённые между собой прямыми и зигзагообразными линиями. По углам ямы был разложен погребальный инвентарь: керамические сосуды с красивым орнаментом, накрытые плоскими каменными крышками; курительница, сплошь покрытая орнаментом; ритуальный сосудик, окрашенный красной охрой; каменные пест и плитка для растирания красной охры; бронзовые нож, шило и костяные «пинцеты», концы которых окрашены охрой. Могильная яма была перекрыта деревянным настилом, на котором из тонких жердей и камыша был сооружен шалаш. Рядом стояла повозка с раскрашенными красной краской бортами. Здесь же находились жаровни с углями для воскурения благовоний и керамические сосуды с мясной и молочной пищей.

Сложное и необычное устройство погребального сооружения, богатство и разнообразие инвентаря указывают на высокое положение захороненных мужчины и женщины. Находки в погребении ритуальных предметов дают возможность предположить, что погребённые были жрецами. Причина их смерти осталась неизвестной.

Надо заметить, что исследователи нередко различают между собой ямную культуру и новотитаровскую её разновидность. Находка в кургане у Нововеличковской катакомбной курительницы позволяет говорить о том, что на финальном этапе новотитаровская культура сосуществовала с катакомбной и стала основой формирования её местного варианта. Но о катакомбной культуре будет более подробный рассказ в следующей статье.
 
По теме
На Едином портале госуслуг перечислены государственные услуги, которые предоставляются МВД России как в электронной, так и в неэлектронной форме.
⚠️ Уважаемые коллеги! ⚠️ В последнее время участились сетевые атаки с использованием персональных данных сотрудников колледжа!
На территории Российской Федерации создан и удачно функционирует сайт оказания государственных и муниципальных услуг «Госуслуги.ру» Преимущества Портала государственных и муниципальных услуг заключаются в том,
Портал государственных и муниципальных услуг - это государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме,
Платформа обратной связи (далее – ПОС) – это федеральная информационная система, реализованная в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика».
Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет - Газета Трибуна Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет Глава и председатель Совета Первореченского сельского поселения выступила с докладом перед депутатами и жителями села.
Газета Трибуна
Форум прошел с пользой - Газета Заря Кубани Сегодня программа Всекубанского форума приемных семей в Сочи была насыщенной.
Газета Заря Кубани
История моей семьи - Газета Трибуна История моей семьи В Год семьи, объявленный Владимиром Путиным, президентом России, еще раз осознаешь ценность сохранения исторической памяти о своих предках, родных и близких людях.
Газета Трибуна