Максим ДУНАЕВСКИЙ: «Отец хотел видеть во мне преемника»

С 6 по 30 августа в сочинском Зимнем театре жители олимпийской столицы и гости курорта смогут увидеть мюзикл Максима Дунаевского «Алые паруса» по мотивам одноименной повести-феерии Александра Грина на либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачева. А в течение всего июля романтической историей о непоколебимой вере в чудо, воплощенной режиссером Светланой Горшковой и компанией «Русский мюзикл», получат шанс насладиться жители и гости Санкт-Петербурга...

Постановка приурочена к 70-летию маэстро Дунаевского. О всепобеждающей мечте «в оправе» прозаического повседневья рассказывает сам юбиляр – народный артист и заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской национальной киноакадемии, автор музыки к культовым российским кинофильмам, мультфильмам и мюзиклам, в том числе «Д’Артаньян и три мушкетера», «Карнавал», «Ах, водевиль, водевиль», «Мэри Поппинс, до свидания!», «В поисках капитана Гранта», «Летучий корабль», «Пиф-паф, ой-ой-ой!», «Норд-Ост», «Любовь и шпионаж»…

   

«АЛЫЕ ПАРУСА»

– Максим Исаакович, однажды вы назвали историю Ассоль – абсолютно русской историей пассивной мечты, «Емелиным счастьем». Однако образ Грина органично вписывается в современные реалии, где, к примеру, нуждающимся в дорогостоящих операциях тяжело больным детям судьба ниспослала лишь пассивную мечту. И когда вдруг кто-то оказывает им необходимую помощь, «алый парус» надежды взмывает над горизонтом их жизни... Борьба за свое счастье, конечно, в приоритете, но «взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы...»

– Как известно, Он не сказал, что не нужно сеять – не стоит заботиться, проявляя малодушие!.. Согласен, образ Грина – универсальный, но гриновские мечтательные тона сегодня выглядят несколько апатично и безжизненно. Поэтому наша постановка – не воздушная романтическая пастораль. Для нас важны современная энергетика и современное понимание окружающего мира. На пути к своей мечте у нас героям приходится пройти через серьезные испытания – огнем и водой испытываются дочерний долг, вера... Наша Ассоль даже пробует отдаться любви, но тщетно, поэтому возвращается к своей мечте. Да, история получилась более жесткой, зато более правдивой.

– До работы над мюзиклом произведение Грина вы не читали?

– Не читал, сначала задумал мюзикл. Я и «Трех мушкетеров» писал, не читая роман Дюма! Это не отражается на воплощении литературных образов в музыке. Другое дело – идейный замысел, его реализация в театральной постановке и актерском исполнении. Текстовой первоисточник – повод для вдохновения.

– Но на музыкальный проект вас вдохновил не Грин и даже не знаменитый советский фильм Александра Птушко «Алые паруса» с Анастасией Вертинской, а талантливая четырнадцатилетняя дочь именитого режиссера, композитора, хореографа Юрия Шерлинга, создателя Камерного еврейского музыкального театра и популярной оперы-мистерии «Черная уздечка белой кобылицы»...

– ...Да, Александра – певица, с восьмилетнего возраста выступающая на многих крупных площадках мира! Я сказал Юре, моему старинному товарищу и очень талантливому человеку, что специально для нее обязательно надо создать мюзикл. К сожалению, она так и не сыграла эту роль, и в результате мюзикл был написан мною для другого театра и поставлен другим режиссером.

– И музыку к «Алым парусам» вы написали всего за три дня! Рекорд!

– Как и кратчайшие сроки постановки (всего 2 недели), осуществленной сильнейшей командой профессионалов.

– На 25-м представлении новой версии «Алых парусов» в Театре «Русская песня» вы смотрели и слушали свое творение одновременно с руководителем департамента культуры Правительства Москвы Александром Кибовским, народной артисткой России Ларисой Удовиченко, популярным эстрадным исполнителем Дмитрием Колдуном, чей брат Георгий успешно дебютировал в роли Грэя, а также многими-многими другими известными и неизвестными поклонниками высокого искусства. Сколько заслуженных комплиментов и объективно-одобрительных оценок прозвучало в тот вечер в ваш адрес! Здесь уместно напомнить, что мюзикл получил множество наград, в том числе «Музыкальное сердце театра» и «Золотую маску». В 2014-м вошел в шорт-лист национальной премии «Звезда театрала» как единственный мюзикл-претендент на эту престижную награду... Овации овациями, а вы сами, по гамбургскому счету, испытали чувство удовлетворения?

– Хоть я и самоед, но испытал. Тем более что в новой версии ничего не дописывал. Вся музыкальная основа осталась прежней, правда, перекомпанованной – как музыкальная поэма.

В первом варианте я пытался серьезно вмешиваться в работу постановщика, сценографа. Однако возникающий в результате диссонанс – вещь нехорошая и вредная для общего дела. На этот раз я абсолютно целенаправленно ни к кому не ходил и ничего не видел. А когда увидел, понял, что родилось живое и органичное музыкально-театральное существо...

–...Обреченное на народную любовь и большое будущее! В вашем мюзикле есть композиции, достойные звания «суперхит»! Покидая зал, поймал себя на мысли, что непроизвольно напеваю:

Жизнь течет, как всегда, не спеша, постепенно.

Пиво – дрянь: пена да вода, пена да вода, вода да пена!

Но когда воды да пены ты хлебнешь четыре кружки,

И начнут качаться стены, – «Эй, хозяин! Где подружки?!»

Как думаете, почему на Западе мюзикловые песни в мгновение ока становятся мировыми хитами («Notre Dame de Paris», «Призрак оперы», «Кошки»), а в России – нет?

– У нас средствами массовой информации мюзикл как жанр не поддерживается. Для российских радиостанций песни из мюзиклов – «не формат».

   

«НЕТРЕЗВЫЙ ГОЛОС ПРИЗНАНИЯ»

– Помнится, еще композитор Леонид Гарин, однажды услышав сыгранную вами песню «Пора-пора-порадуемся на своем веку», заявил: «Атас, Парнос и Абрамис» сочинения композитора МОМа»...

– ...Да-да, парнос – то, что в ресторане несут музыкантам, а МОМ – объединение музыкальных коллективов, выступавших в ресторанах. Попадание в ресторанную ротацию тогда сулило огромные деньги. Там рождались многие хиты!

Музыканты убеждены, что песню нельзя считать хитом, пока ее не запоют пьяные – верный признак успеха! Когда вышел фильм «Д’Артаньян и три мушкетера», я проснулся утром, оттого что услышал под окном: «Пор-р-р-ра, пор-р-р-а, пор-р-радуемся…» Это был нетрезвый голос признания!

Кстати, мюзикл «Три мушкетера» до фильма и во время установил рекорд – за несколько лет был поставлен в ста театрах у нас в стране и за рубежом. Он идет уже больше 30 лет! Так что не только на Бродвее есть рекорды!

– А ваша «Мэри Поппинс», по утверждению знатоков, значительно лучше бродвейского аналога! Российские слушатели значительно теплее воспринимают вашу музыку, чем американская публика их версию. Американский мюзикл внешне красив, но музыкально не очень выразителен. Правда ли, что в этот жанр вы влюблены с шести лет, когда отец познакомил вас с мюзиклом-оперой Джорджа Гершвина «Порги и Бесс»?

– Да, это так. «Порги и Бесс» или «Призрак оперы» – здорово сделанные современные оперные спектакли. Они написаны доходчивым языком, в отличие от классической – серьезной, будем так ее называть, – оперы, сейчас пребывающей, на мой взгляд, в абсолютном кризисе. Такое баловство может себе позволить разве что Родион Щедрин, который действительно блистательно это делает, да и все.

За сто лет своего существования жанр мюзикла доказал, что он не просто серьезный, он ­– всеобъемлющий: от комедии и до самых серьезных трагедий. Мюзикл вышел из оперетты, ставшей музейно-несамостоятельной. Если сегодня композитору заказывают оперетту, он будет писать мюзикл! В свою очередь, оперетта вышла из комической оперы. Поэтому и мюзикл во многом продолжает оперную традицию.


     

«РОССИЙСКИЙ БРОДВЕЙ НЕРЕАЛЕН»

Мюзиклы прививают хороший вкус и способствуют развитию определенного уровня культуры. Слушатель начинает разбираться, что хорошо, а что – посредственно. Например, моя младшая дочь на абы какой музыкальный спектакль уже не пойдет! Принимается во внимание все – и сценография, и прочие неотъемлемые атрибуты настоящего зрелища.

И хоть мюзиклов в последнее время у нас поставлено много (только музыкально-театральных версий «Алых парусов» в России сегодня насчитывается около пяти), российский Бродвей пока нереален из-за отсутствия технических возможностей. Бродвейская модель постановки здесь не приживется, т. к. почти все отечественные театры – репертуарные и государственные. У независимых продюсеров своих площадок нет, а аренда сцены делает проект коммерчески бесперспективным (особенно в Москве, где стоимость аренды выше, чем в Нью-Йорке или в Лас-Вегасе).

   

МУЗЫКА КИНО

– В Сочи недавно проходил XXVI Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». В этой связи не могу не спросить о вашей взаимной любви с кино, которая вдруг дала трещину. В кинотусовке бытует немало мифов на этот счет...

– ...Дескать, я – капризный, прошу за работу большие деньги? Ерунда! Никогда не диктую условия, т. к. мне важна интересная работа. При этом воюю с продюсерами и с режиссерами, среди которых много неумелых и малограмотных людей без специального образования.

Не могу работать с теми, кто не понимает, что такое музыка, актер и сценарий. До сих пор получаю массу предложений, но, прочитав три страницы сценария, чаще всего его выбрасываю. Владимир Ильич Ленин называл кино «самым массовым из искусств», а в современной России оно таковым не является. Массовое кино умерло и не скоро возродится (у нас хорошо делают авторские фильмы для узкого круга зрителей). Утеряны кадры – мы забываем про талантливейших режиссеров, которые у нас были и есть. Я написал музыку более чем к ста фильмам, поэтому немного в этом разбираюсь.

Российский кинематограф растворился в непрофессионализме продюсеров, взявших на себя функции командующих, как в Америке. Однако на Западе продюсерский корпус формировался десятилетиями и объединяет профессиональнейших людей, многие из которых сами были режиссерами и знают формулы успеха блокбастера или детектива. Безусловно, не нужно работать по формулам и лекалам, но нельзя их игнорировать. Необходима образовательно-интеллектуальная база или бэкграунд. Без этого багажа за плечами мы копируем, но не всегда удачно. В итоге – каша: плохая музыка к фильмам, серая операторская работа... Причина «трещины в любви» в этом. Из-за этого у российского кино сейчас такие скромные результаты. А на фильмы-шедевры, выпускавшиеся советским кинематографом ежегодно, ходили миллионы зрителей!

– Вот-вот! Например, фильм «Карнавал» Татьяны Лиозновой по итогам проката 1982 года занял 9-е место: его посмотрели 30, 4 миллиона жителей СССР. Говорят, песню «Позвони мне, позвони!» Татьяна Михайловна никак не хотела принимать?

– Я приносил ей вариант за вариантом, а она их отвергала. Но где-то на двадцатый раз принес Лиозновой первый вариант песни. «Ну вот же, голубчик, вот! – сказала она. – Это как раз то, что надо! Видишь, как ты умеешь работать! Главное – тебя заставить».

       

«ТВОРИТЬ БЕЗ ОГЛЯДКИ»

К сожалению, про жанр музыкального кино, которое сегодня никто не умеет и не желает снимать, можно совсем забыть. Тот же Леонид Квинихидзе, создававший прекрасные музыкальные картины, ту же «Мэри Поппинс», занимается театром и давно уже не снимает кино. С режиссерами, имеющими крепкую международную репутацию, – Андреем Звягинцевым, Кирой Муратовой и другими – работать очень тяжело. Пытался сотрудничать с другом детства Павлом Чухраем – режиссером штучным, субъективно- индивидуальным и... не получилось. Таким мастерам, слышащим что-то потустороннее, нужен аранжировщик идей, а не композитор. И это, на мой взгляд, допустимо.

С другой стороны, гениальный Феллини, приступавший к съемкам, имея в голове только первую сцену, обращался к гениальному композитору Нино Рота. Всегда окружал себя талантливыми индивидуальностями Ролан Быков (достаточно назвать Бориса Чайковского, написавшего изумительную музыку к «Айболиту-66»). И Спилберг не боится окружать себя талантами...

Для меня важно, чтобы мне дали свободу, позволили творить без оглядки. На этом основан успех моих фильмов. Возможно, скажу крамольную вещь, но Министерство культуры РФ точно также должно пустить в свободное плавание кино, как некогда Гайдар – экономику.

– Вы считаете, свобода станет катализатором естественного отбора?

– В Англии в середине ХХ века национальные театры оставили без государственной поддержки: труппы распустили, а стены кто-то купил. И теперь английский театр, научившийся жить по рыночным законам, – один из лучших в мире! Поддержку британских властей получили всего несколько крупных театров. Если проводить параллели с Россией, такими могут быть Большой, МХАТ...

Пока у нас существует господдержка (по крайней мере, у кино), надеяться не на что. Она нужна молодым режиссерам и авторскому кино, делающим первые шаги. Кстати, на Западе авторскому кинематографу помогают крупные кинокомпании – «Paramount», «Universal», понимающие, что большое кино без особого взгляда и «рыхления почвы» невозможно. При поддержке этих гигантов молодое фестивальное кино получает престижные премии – начинающих режиссеров берут в оборот и привлекают к коммерческим проектам. Для нас такая модель – шанс изменить ситуацию.

       

ОТЕЦ

– Вам, вероятно, иногда говорят, что плодотворное творчество «красного Моцарта» Исаака Дунаевского, которому в этом году исполнилось бы 115 лет со дня рождения, обусловлено слабой конкуренцией. Что отвечаете?

– Конкуренция была, но в нашей памяти живы лишь несколько имен из числа современников отца. О других композиторах, творивших тогда, мы просто забыли. Еще говорят: «Исаак Дунаевский был придворным композитором». Это тоже неправда. Его любили люди, а певцом своей эпохи он стал невольно. Имена других – Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, Шабалина, Свиридова – тогда сверкали на весь мир.

Я благодарен отцу, с самого раннего детства сажавшего меня слушать великие произведения: начиная от творений Бетховена и Гершвина и заканчивая мюзиклами и современными шлягерами. Благодаря папе я жил в волшебной атмосфере творчества и высоких критериев, общался с потрясающими людьми его эпохи… Очень хочется, чтобы и у моих дочек в жизни было нечто подобное. Понимаю, переносить слепок своего времени на сегодняшнее – с ветряными мельницами, в роли которых выступает Интернет. И мы, взрослые, ничего не можем с этим поделать. И не должны, наверное.

– Ваш отец хотел, чтобы вы пошли по его стопам?

– Он смотрел на мое увлечение музыкой как на детскую забаву. «Ломать парня не надо, – говорил папа, – пусть лучше с другими мальчишками играет в футбол». Но, как выяснилось позже, в душе он хотел видеть во мне своего преемника.

– А кого в вас видела мама, балерина Зоя Пашкова?

– Человека искусства. Папа очень много трудился в Московском театре оперетты, писал музыку и был там своим человеком, а мама работала в балете театра. Поэтому меня таскали в театр с возраста, когда уже мог ходить. Я сидел и ждал маму, и не мог не впитать запах кулис!

– Кстати, «звезды сошлись» и в плане музыкального поприща: на теоретико-композиторском факультете Московской консерватории вы учились по классу композиции у Тихона Хренникова!

– С педагогами мне, действительно, сказочно повезло – я обучался у Дмитрия Кабалевского, Альфреда Шнитке, Андрея Эшпая, Николая Ракова...

     

«ЧИСТОЕ НЕБО НАД ГОЛОВОЙ И ПРОСТАЯ ПИЩА»

– Но вернемся к Исааку Осиповичу. Официальный брак у него был один?

– Один, а с мамой в гражданском браке он прожил 15 лет. Отношения у родителей были очень нежные. Когда отца не стало, у моей 34-летней мамы от горя на время отнялись ноги. Папе было 55.

– Смерть от тромба?

– Увы, внезапно оторвался тромб. Когда это произошло, отец находился дома один. Первым его обнаружил шофер, долго ждавший внизу, а потом поднявшийся узнать, почему Исаак Осипович не идет... Уже много лет от давления и тромбов я принимаю защитно-профилактические лекарства, которых в те годы не было.

Скоро приступлю к реализации интересной идеи ­– многосерийному фильму об отце. Это будет музыкальная картина.

– Он вам снится?

– Часто. «Папа, хочу, чтобы ты послушал, что я делаю», – говорю ему и веду куда-то за руку, а он улыбается и молчит. И мне так хочется поделиться с ним многим ­– тороплюсь рассказать, но не успеваю…

– Со Сталиным Исаак Осипович не был знаком лично?

– Нет, и даже по телефону никогда с ним не разговаривал. Существует байка о том, что у отца о Сталине не было ни одной песни, тот возмутился – песня появилась. А Иосиф Виссарионович, прослушав ее, якобы сказал: «Да, несмотря ни на что, Дунаевский все-таки хороший композитор». Мол, хороший, хотя песня не удалась. И правда, популярной она не стала, как, впрочем, и песни о Сталине других авторов.

– Ваш отец музыку писал быстро?

– Очень. Из-за большой общественной деятельности и встреч с людьми для творчества оставалась ночь или раннее утро. Папа вставал в шесть утра, два-три часа успевал поработать, начатое продолжал поздним вечером. Мог что-то написать и днем, даже сидя в ресторане. Я перенял привычку отца и работаю преимущественно ночью. Для меня очень важны сроки: если надо через неделю сдать, напишу.

– Какие подарки вам делал Исаак Осипович?

– Крупные и по тем временам редкие – детскую железную дорогу или педальную машину, в которой рядом с собой я мог посадить пассажира.

– Какой подарок хотели бы сделать себе?

– Сегодня я знаю, что на свете нет ничего лучше, чем... чистое небо над головой и простая пища.

­ – Что можете назвать «подарком судьбы»?

– Мой бриллиантик – 12-летнюю дочь Полину.

   

«ГОРЕТЬ» ВСЮ ЖИЗНЬ НЕВОЗМОЖНО»

– На вашем счету, кажется, семь браков?

– Семь, но то, как нужно строить отношения, я понял лишь в нынешней своей семье.

– Разница в возрасте супругов – гарант прочности союза?

– По-моему, в супружеской паре мужчина должен быть значительно старше женщины. Во-первых, он – полигамен, его трудно приручить: все время смотрит в лес, как волк, а с возрастом желание «смотреть в лес» пропадает – зрелый мужчина больше значения придает семье. Во-вторых, возраст помогает ему понять, что идеала на свете нет: он уже умеет видеть в той, которая рядом, самое лучшее, закрывая глаза на недостатки, имеющиеся у всех.

Мудрость мужчина обретает годам к 40. Разница в возрасте у нас с супругой – 28 лет! По мнению психологов, идеальная цифра ­– пять, а, мне кажется, минимум – десять: благодаря этой разнице взаимодействие мужчины и женщины происходит легче и гармоничнее.

Мой седьмой брак с Мариной Рождественской – самый длительный, а раньше промежутки семейной жизни были достаточно короткие. Очевидно, суть семьи и того, на чем она основана, для меня открылись только сейчас. Раньше думал, что отношения заканчиваются вместе с дикой страстью, но понял: чувства трансформируются – «гореть» всю жизнь невозможно.

– У вас три дочери и сын?

– Да, Поля, Маша, Алина и Дима. Сын –­ старший, живет в Швейцарии, ударился в бизнес – окончил там высшую бизнес-школу. А ведь был неплохим композитором! Сейчас вспоминает о том периоде очень прохладно. Не зацепило, хотя способности были.

   

ОТЪЕЗД В США

– В лихие 90-е вы уехали в США, прожив там десять лет. Что заставило уехать, почему вернулись?

– В 90-е здесь стало тоскливо, профессионалы почувствовали себя никому не нужными. Уехали тогда многие. Например, артисты, вынужденные там работать массажистами и при этом немножечко сниматься. У меня, к счастью, все сложилось иначе. Я работал в Голливуде, на американском телевидении, в газетах – везде, где мне было интересно. И занимался только тем, что умею. Конечно, не в том количестве и качестве, как хотелось бы. По мелочи пытался заниматься бизнесом, но быстро понял, что бизнесмен я, честно говоря, не очень хороший.

Приглашали поработать в Лос-Анджелесе вместе с поэтом Леонидом Дербеневым над мюзиклом, который делали силами русских актеров и режиссера. Мне было интересно попробовать себя в других условиях. Тот опыт многому научил.

До сих пор влюблен в Голливуд, где талантливые люди и много творчества, колоссальные технологии и огромные достижения… Но возраст начал мне подсказывать, что большего я не добьюсь. Там нужно отрешиться от всего, понять, что ты – ноль. С этим можно смириться, только если тебе нечего терять. Туда нужно приезжать очень молодым и «перебиваться» тем, что дадут сделать один раз в пару лет. Для меня этого было уже недостаточно. Когда почувствовал, что смогу быть опять востребованным здесь, вернулся в Москву.

– Ностальгируете по Америке?

– Сильно. Не смотря на нынешнее противостояние, США для меня – страна нежная, просторная, свободная, в которой мне хорошо, но жить там я не смог...

   

«БОЛЬНЫМ ТЩЕСЛАВИЕМ НЕ СТРАДАЮ»

– Недавно вы написали оперу «Шинель» по Гоголю. Где готовится постановка?

– В театре «Школа современной пьесы». Это будет опера в широком смысле слова – все актеры в этом спектакле поют. Автор либретто – Вадим Жук, а в главной роли выступит народный артист России Альберт Филозов.

– Принято считать, что люди творчества – легкоранимы и обидчивы. Через обиду переступить способны?

– Способен. «Как ты можешь работать и общаться с этим человеком?» – «Какая разница, – отвечаю я, – если это дает результат». И больным тщеславием не страдаю. Если бы я был честолюбив, то добился бы в материальном плане гораздо большего. Впрочем, мне не чуждо и стремление зарабатывать. Когда заканчиваются деньги, впадаю в депрессию. Большинство мужчин в определенном возрасте и с определенным общественным положением таковы...

 

Официальный сайт Министерства культуры РФ.

 

 


 
По теме
Сегодня свой день рождения отмечает заведующий Таманским музейным комплексом Ю.В.
Эмир Кустурица Фото: фонд «Вольное дело» Сербский режиссер и музыкант Эмир Кустурица рассказал, что планирует снимать свой новый фильм «Инженер легких прогулок» на черноморском курорте.
Тепло «Семейного очага» Объявление 2024 года Годом семьи — это важное событие для нашей страны, еще один шаг на пути к укреплению семейных ценностей.
Быть достойными памяти героев В апреле, в преддверии Дня Победы, в России вступает в силу закон, упрощающий порядок ремонта памятников Великой Отечественной войны.
Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет - Газета Трибуна Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет Глава и председатель Совета Первореченского сельского поселения выступила с докладом перед депутатами и жителями села.
Газета Трибуна
Форум прошел с пользой - Газета Заря Кубани Сегодня программа Всекубанского форума приемных семей в Сочи была насыщенной.
Газета Заря Кубани
История моей семьи - Газета Трибуна История моей семьи В Год семьи, объявленный Владимиром Путиным, президентом России, еще раз осознаешь ценность сохранения исторической памяти о своих предках, родных и близких людях.
Газета Трибуна