Удивительное путешествие на Алтай. Опасный и красивый перевал Кату-Ярык.

Фото: privetsochi.ru
С прошедшими всех праздниками! Я продолжаю рассказывать вам о своих приключениях на Алтае.
Начало тут.
privetsochi.ru/blog/TRAVEL/81018.html
privetsochi.ru/blog/TRAVEL/81023.html
privetsochi.ru/blog/TRAVEL/81044.html
privetsochi.ru/blog/TRAVEL/81071.html
privetsochi.ru/blog/TRAVEL/81203.html
На этот раз вы посмотрите с высоты птичьего полета на долину реки Чулышман. Но для этого мы должны подняться на чудненький перевал Кату-Ярык. Не смотрите на уменьшительное слово «чудненький» однозначно. Перевал Кату-Ярык — это самый опасный и самый красивый перевал Горного Алтая. Но для нас встреча с ним была еще и очень неожиданной. Мы же не включали его в программу своего путешествия, и не знали, что нас ждало впереди. От этого впечатления были еще более насыщенные и яркие, тряслись от страха руки и от перенапряжения коленки. И в то же время мы были исключительно счастливы и благодарны тем девчатам в супермаркете, которые собственно и направили наши помыслы и руль в этом направлении.

Итак, сойдя с Чуйского тракта в Акташе, переночевав на окраине поселка буквально на обочине дороги в машине, мы рано утром отправились в путь. Практически сразу мы «въехали» в Красные Ворота. Так называется место, где две красные скалы буквально сошлись, образовав настоящие ворота.

Дальше по курсу было не менее удивительное место — Мертвое озеро. Утренний туман над ним придавал ему колдовской вид, будто оно кипит в центре… И лишь золотые лучи солнца на вершинах горных отрогов успокаивали и возвращали нас в реальность доброго и вечного.

Солнце поднималось выше, и мы поднимались выше. Перед нами открылся великолепный вид на снежные горные хребты, а прямо перед нами просыпалось еще одно озеро с уютными домиками-аилами.

Таких домиков тут много — это турбазы. И все они расположены на берегах многочисленных озер.

Улаганский перевал. Самый высокий перевал Алтая, имеющий асфальтовое покрытие (2080 метров). Достаточно интересное место, великолепный вид и некая загадочность. Для местного населения Улаганский перевал — священное место. Здесь нельзя кричать, ругаться, здесь мысли должны быть чистыми и ясными. Мы об этом не догадывались, но само место нам об этом «рассказало», да и не может здесь прийти в голову что-то плохое. Впрочем, весь Алтай пронизан этим благоговением и уважением.

Поселок Чибиля, Улаган, река Башкаус…

Нам куда-то в Балыкчу.

Там, говорят, есть турбазы, цивилизация… По крайней мере, мы ждали, что оттуда можно спокойно добраться до Горно-Алтайска. В чем мы сильно обманулись… Ну а пока мы приближаемся к интереснейшему месту — Пазырским курганам. С дороги видны необычные каменные насыпи, диаметров до 50 метров где-то. Я обратила внимание на эти насыпи, и даже где-то внутри что-то щелкнуло… Но так как мы не знали, что проезжаем древние захоронения скифского периода (IV — III век до нашей эры), то и не смогли это запечатлеть на фото. Хотя остановились интуитивно…
Улаганский тракт… С великолепными видами.

И вот с Улаганского нагорья перед нами предстало во всей своей красе Чулышманское нагорье. Я почему-то подумала, что именно туда мы и должны проехать. Но как оказалось, нам надо было спуститься вниз, в долину реки Чулышман.

Воооон туда вниз (на фото слева внизу река)…

А пока мы этого не знали, и просто любовались этим красивейшим нагорьем (как потом узнали, одним из самых больших заповедников Горного Алтая) и чудесной долиной реки Чулышман, куда буквально через час мы спустимся в великолепном настроении…
Мы так верили, что нам надо именно туда, на это нагорье впереди, что просто проскочили мимо последнего пристанища здесь наверху, думая, что это очередная какая-нибудь турбаза. И лишь грозный указатель слегка на что-то намекнул…

И тут пришло резкое отрезвление, наступил момент истины, когда надо было серьезно снизить скорость. А мне даже пришлось от страха зажмуриться и потерять дар речи. Муж кричит, снимай на видео, а я ему немо так: «Не могу пошевелиться, я даже не вижу, куда мы едем...». Ну шок прошел быстро. И я что-то все-таки смогла отснять.

На первом же повороте мы поняли, что надо уступать дорогу всем, идущим снизу. Благо, что участок дороги от поворота до поворота немного просматривается. И лишь только на повороте можно разъехаться. Как выяснилось потом, здесь всего 9 поворотов, и чем ниже спускаешься, тем круче дорога. В общей сложности средний уклон дороги составляет 10 градусов вверху и доходит до приблизительно 30 градусов внизу. Причем внизу самый длинный и нудный участок.

А вот этот великолепный водопад будет нас ждать в самом низу, где мы на его фоне изобразим улыбку от предвкушения встречи с Горно-Алтайском, куда мы конечно же оттуда не попадем…

А это обочина дороги, откуда где-то под нами виден очередной участок дороги с поворотом и открывался вид на великолепную долину.

Каждый поворот был для нас открытием… Ну мы же не знали сколько их, и когда они закончатся. Просто знали, что мы должны-таки спуститься куда-то вниз. Такой серпантин в виде вырезанной тропы на одном склоне горы очень впечатляет. Как потом выяснилось, склон горы весьма крутой. И раньше здесь была конная тропа. И лишь в 1987 году по инициативе председателя совхоза «Советский Алтай» была начата работа по строительству этого серпантина. Дорогу строили три человека на бульдозерах… За что они были награждены разной степени наградами. Начинали строительство без всяких проектов, и строили 2 года. Кстати, в 2011 году начали было строить более-менее безопасную дорогу, но так и прекратили…

И вот ура, ура, мы увидели конец перевала. Какие малюсенькие машинки… Стоят и кого-то ждут. А ждут они трактор, который тут дежурит, чтобы поднять их наверх. Вот как бывает…

Ну вот мы внизу. Помните водопад, который виден был сверху? Вот этот красавец — водопад Карасу.

Спуск занял то ли 20 минут, то ли полчаса, но где-то в этих пределах. В общей сложности перепад высоты около 850 метров, 9 поворотов и почти 4 километра длиной.
Ступили на благодатную землю этой райской земли с благодарностью к Всевышнему. Одно успокаивало, мы едем в «цивилизацию», и там нас ждет дорога в Горно-Алтайск (ха, ха, ха). Первым моим вопросом у дежуривших местных людей на тракторе был: «Зачем трактор?». И когда мне ответили, он нужен, чтобы поднять машину наверх, я задала вопрос: " А разве дальше дороги нет?". Услышала ошеломительный ответ: «Это конец географии, дальше озеро длиной в 80 километров.»
Я никак не могла смириться с тем, что дороги дальше нет, и поинтересовалась, а может быть есть какой-то паром… в надежде, что он все-таки есть. Мне спокойно ответили, что да, переправа есть, но надо долго договариваться, ибо «паромчики» маленькие — всего на одну машину, и то с согласия пассажиров катера. А цена такого «паромчика» 10 000 рублей, но зато по шикарному озеру и продолжительностью несколько часов. На этом и порешили. То есть плывем…
Так мы и отправились в это путешествие по Чулышманской долине к самому Телецкому озеру. И нисколько не пожалели. Об этом в следующий раз. И да, хорошо, что у нас всегда есть запас топлива, ибо заправок тут нет никаких…

Ещё новости о событии:

11:27 15.01.2019 PrivetSochi.Ru - Сочи
Удивительное путешествие на Алтай. Опасный и красивый перевал Кату-Ярык. - PrivetSochi.Ru
08:58 15.01.2019 PrivetSochi.Ru - Сочи

По теме
⚠️ Уважаемые коллеги! ⚠️ В последнее время участились сетевые атаки с использованием персональных данных сотрудников колледжа!
На территории Российской Федерации создан и удачно функционирует сайт оказания государственных и муниципальных услуг «Госуслуги.ру» Преимущества Портала государственных и муниципальных услуг заключаются в том,
Портал государственных и муниципальных услуг - это государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме,
Платформа обратной связи (далее – ПОС) – это федеральная информационная система, реализованная в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика».
Оглашен приговор пластическому хирургу, изуродовавшему красавицу из Сочи - LiveKuban.Ru У нее не закрываются теперь глаза, а он фактически избежал наказания Фото: открытый источник Ленинский районный суд Краснодара огласил приговор в отношении Андрея Комарова – пластического хирурга клиники «МедИст».
LiveKuban.Ru
«Литературный голос Кубани» - Межпоселенческая центральная библиотека 27 марта 2024 года в Краснодарской краевой детской библиотеке имени братьев Игнатовых состоялось заключительное мероприятие краевого фестиваля-конкурса молодых дарований «Литературный голос Кубани».
Межпоселенческая центральная библиотека
Форум прошел с пользой - Газета Заря Кубани Сегодня программа Всекубанского форума приемных семей в Сочи была насыщенной.