Медовый Спас (также Маковый Спас, Первый Спас) — летний церковный праздник отмечаемый 14 августа. В этот день начинается Успенский пост — самый короткий, но строгий почти как Великий.
Православной церковью установлено три Спаса — Медовый, Яблочный (19 августа) и Ореховый (29 августа). Название произошло от слова «Спаситель». По некоторым источникам, от традиции спасать душу постом, потребляя только яблоки, мед и орехи.
Медовым его называли еще до прихода христианства на русские земли. В середине августа начинается сбор меда, что было поводом для особой отметки в славянском календаре. Крестьяне считали, что эти «две недели были „отрезаны“ Богом от Великого поста».
ОБЫЧАИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯНПо славянской традиции в этот день в храмах совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. В большинстве районов начинался сев озимой ржи.
В Сибири этот день известен также как Калинник (первый по счету) и как день Соломониды-бабушки, почитавшейся матерями, беременными, знахарками.
МАКАВЕЙ14 августа — день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до н. э.
На Украине, в Белоруссии, на западе России, а также у сербов, болгар, македонцев этот день в большей степени посвящён памяти Маккавеев. Народная этимология переосмыслила название праздника в связи с маком, который созревает к этому времени. В этот день пекли маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Трапеза нередко начиналась блинами с маком. К блинам готовилось маковое молочко — маково-мёдовая масса, в которую обмакивали блины. Готовилось маковое молочко в специальной посуде, которая в России называлась макальником, на Украине — макитрой, в Белоруссии — макатером.
Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачок с мёдом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод».
В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».
Ф. В. Сычков. Водосвятие. 1916. СПАС НА ВОДЕ«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в освящённой воде и купали домашний скот, чтобы смыть болезнь, сглаз и др. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овиныдля хлеба нового урожая, пашни под озимые.
МЕДОВЫЙ СПАСПервый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены, и пасечники приступают к сбору. Считалось, что если пчеловод не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый мёд именно с этого дня.
«На первый Спас и нищий медку попробует!». У пчеловодов был целый обряд освящения мёда в этот день. С утра пчеловоды осеняли крестным знамением ульи, выбирали среди них самый богатый по запасу мёда. Выбрав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» и освящал принесённый в сотах мёд, а дьяк собирал «попову долю». Часть освящённого мёда передавалась тут же нищим, поздравляющим пчеловодов с Медовым Спасом. А затем праздник продолжался на пасеках, где собирались толпы ребят и подростков. Они получали «ребячью долю», после чего пели:
ДАЙ, ГОСПОДИ, ХОЗЯИНУ МНОГИЯ ЛЕТА,
МНОГИЯ ЛЕТА — ДОЛГИЕ ГОДЫ!
А И ДОЛГО ЕМУ ЖИТЬ — СПАСА НЕ ГНЕВИТЬ,
СПАСА НЕ ГНЕВИТЬ, БОЖЬИХ ПЧЁЛ ВОДИТЬ,
БОЖЬИХ ПЧЁЛ ВОДИТЬ, ЯРЫЙ ВОСК ТОПИТЬ —
БОГУ НА СВЕЧКУ, ХОЗЯИНУ НА ПРИБЫЛЬ,
ДОМУ НА ПРИРАЩЕНИЕ,
МАЛЫМ ДЕТУШКАМ НА УТЕШЕНИЕ.
ДАЙ, ГОСПОДИ, ХОЗЯИНУ ОТЦА-МАТЬ КОРМИТЬ,
ОТЦА-МАТЬ КОРМИТЬ, МАЛЫХ ДЕТУШЕК РАСТИТЬ,
УМУ-РАЗУМУ УЧИТЬ!
ДАЙ, ГОСПОДИ, ХОЗЯИНУ СО СВОЕЙ ХОЗЯЮШКОЙ
СЛАДКО ЕСТЬ, СЛАДКО ПИТЬ,
А И ТОГО СЛАЩЕ НА БЕЛОМ СВЕТЕ ЖИТЬ!
ДАЙ, ГОСПОДИ, ХОЗЯИНУ МНОГИЯ ЛЕТА!
— А. Коринфский. Народная Русь
Мёд ели с хлебом или различными блюдами, хмельной мёд пили на пирах, на его основе делали множество безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.
ПОГОВОРКИ И ПРИМЕТЫПеред тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда.
1 способ — переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.
2 способ — обмакнуть в каплю меда простой мягкий ( «М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный.
Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.
ПОСТНЫЕ РЕЦЕПТЫПостная медовая коврижка.
1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст ложки мёда, 1 ч ложка соды, 0,5 ч ложки разрыхлителя, 2 ст ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельчённых орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.
В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мёд. Размешать, чтобы сахар и мёд растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и мёда и тщательно вымесить ,чтобы не было комков.
Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.
Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперёк и прослоить любым джемом или вареньем.
Меренга медовая.
Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).
Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.
Квас медовый.
800г. меда, 2лимона, 25г. дрожжей, 5л. воды.
В кипящую воду положить мед и хорошо размешать.
Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч.
Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.
Монастырский мед.
1 кг. меда, Зл. воды, 2 ч. ложки хмеля.
Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек, и завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.
Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен.
Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).
Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.